Берлиоз, Гектор

(1803-1869) французский композитор, дирижер, музыкальный критик

По настоянию своего отца, преуспевающего врача, Гектор тоже должен был избрать для себя медицинское поприще. Несмотря на то что сын был фанатично предан музыке и осваивал один музыкальный инструмент за другим, сначала флейту-флажолет, потом гитару, его отец считал, что юноша обязан продолжить семейное дело. Луи Берлиоз вовсе не был уверен, что сын станет настоящим музыкантом, а посредственные люди внушали ему презрение.

В 1821 году Гектор приехал в Париж изучать медицину. Однако первое же посещение анатомического театра привело его в ужас. Он пытался побороть свое отвращение, но так и не смог. Прекрасный и удивительный мир театра, красота декораций, звуки впервые услышанного оркестра окончательно овладели душой провинциального юноши из маленького городка Кот-Сент-Андре. Так победила любовь к музыке.

Правда, учеба в Парижской консерватории разочаровала Гектора Берлиоза. Сначала он занимается у профессора Рейха, но сухой, академичный стиль преподавания не удовлетворяет его, и он оставляет занятия. Однако в 1826 году Берлиоз снова возвращается в консерваторию, на этот раз к педагогу Лессюэру, прежде всего для того, чтобы иметь возможность участвовать в римском конкурсе для получения стипендии. Отец отказал ему в поддержке, и Гектору пришлось самому зарабатывать себе на жизнь. Он устроился хористом в один из маленьких парижских театриков.

Работоспособность Гектора Берлиоза была удивительной. Учеником консерватории он сочиняет мессу, две кантаты, увертюры. Однако никто не хотел исполнять произведения неизвестного композитора. Все было новым и непривычным в его сочинениях: и форма, и новые приемы исполнения.

Упорный труд принес свои результаты. Берлиоз не только получил стипендию и прошел стажировку в Италии, но и стал строгим и серьезным музыкальным критиком. Однако его собственные произведения успехом не пользовались. Они исполнялись по-прежнему от случая к случаю, скорее как премьеры.

Все, как обычно, изменил случай. Гектор Берлиоз увидел ирландскую актрису Генриетту Смит, воплотившую неведомый для него мир страстей Шекспира. По своей натуре Берлиоз был романтиком, он страстно влюбился и в течение нескольких лет писал Генриетте письма, не получая ответа на свои пылкие признания. И тогда он решил написать симфонию, своеобразный роман о любви, поэму в музыке. Он так и назвал ее «Фантастическая симфония. Эпизод из жизни артиста». В апреле 1830 года она была закончена. Необычным было стремление Гектора Берлиоза к масштабности и грандиозности исполнения. Уже в этом сочинении состав исполнителей состоял из ста десяти человек. Они играли на всевозможных инструментах, большинство из которых впервые были введены Берлиозом в состав оркестра.

На одном из представлений случайно оказалась вернувшаяся с гастролей Генриетта Смит. Прошло пять лет, но она сразу же узнала в мелодии ту силу и глубину страсти, которую этот молодой человек проявлял в своих письмах. Он оказался не только неистовым в своей любви, но и нежным, ласковым и даже беззащитным. Их познакомили, а через год они поженились. Правда, как это часто бывает с яркими, творческими натурами, через восемь лет расстались. Но «Фантастическая симфония» осталась в истории музыки как программное произведение Гектора Берлиоза.

Надо сказать, что на своей родине он так и не добился признания, его произведения не понимали и встречали насмешками. Чтобы доказать свое право на творчество, Берлиоз много гастролировал: в 1845 году был с концертами в Германии, Австрии, побывал и в России, где, наряду с ожесточенной критикой, встретил и живой интерес к своему творчеству. Так, во время второго приезда в Москву в 1868 году в Манеже его выступления собрали 12 000 слушателей.

Известность за рубежом не могла полностью удовлетворить Гектора Берлиоза. Любому композитору хочется прежде всего получить признание у себя на родине. Но там его по-прежнему не принимали. Ему приходилось быть изобретательным, постоянно привлекать к себе внимание. Новым грандиозным проектом Берлиоза после «Фантастической симфонии» становится подготовка и исполнение «Траурно-триумфальной симфонии», посвященной 10-летию революции 1830 года. Это было величественное зрелище: двести военных музыкантов двигались вдоль бульвара Пуассоньер с горящими на солнце трубами, тромбонами, флейтами.

Театральность была в крови Берлиоза, он всегда тяготел к зрелищному воспроизведению своих сочинений. В то же время он сумел отразить и революционные традиции своей страны, создав переложение «Марсельезы» для хора и большого оркестра, Реквием памяти героев революции.

Не сбылись надежды Гектора Берлиоза получить место преподавателя в консерватории, в 1852 году ему предложили лишь должность библиотекаря. Эта работа не отнимает много времени. Одновременно композитор продолжает заниматься разнообразной творческой деятельностью, пишет и новую симфонию - «Ромео и Джульетта». В 1856 году его наконец избрали членом Парижской академии.

Гектор Берлиоз оставил большое число выдающихся произведений. Кроме вокально-симфонических, к которым относится «Реквием», «Траурно-триумфальная симфония», и программных симфонических сочинений - «Фантастической симфонии», он написал симфонию для альта с оркестром «Гарольд в Италии», увертюру «Римский карнавал». Берлиоз был также автором интересных опер: комической «Беатриче и Бенедикт» (1862) и двух опер, связанных единством сюжета, - «Взятие Трои» (1860) и «Троянцы в Карфагене» (1864). Текст к последним операм сочинил сам композитор.

Однако, несмотря на то, что их музыка содержала много нового, оригинального, свежего, они, как и прежние его произведения, не были приняты публикой так восторженно, как хотелось этого автору. Согласно одной из легенд, он так и не смог пережить этого разочарования и вскоре умер.

Интерес к творчеству Гектор Берлиоза возродился во Франции вскоре после его смерти, во время франко-прусской войны 1870 года, когда пробудилось национальное, патриотическое чувство, и оно отразилось прежде всего в создании больших, монументальных произведений.

В историю музыки Берлиоз вошел также как прекрасный знаток оркестра, написавший «Трактат об инструментовке» - фундаментальный теоретический труд.