Морзе, Самуэль Финли Бриз

(1791-1872) американский художник и изобретатель

Самуэль Морзе родился в семье известного географа и священника, который очень строго воспитывал своих детей, хотя это не мешало его сыну проявлять свой необузданный характер. Родителям даже пришлось забрать его из андоверской Академии Филиппа, преподаватели которой не могли справиться со своим неуравновешенным учеником. После этого Морзе стал учиться в Иельском колледже и закончил его в 1810 году.

Считается, что именно тогда он впервые заинтересовался электричеством и начал слушать лекции по физике. В 1817 году вместе со своим братом он даже получил три патента на модернизацию конструкции водяного насоса.

Но в те годы Морзе больше увлекался рисованием и писал портретные миниатюры. Родителям это, конечно, не нравилось. Они хотели, чтобы их сын получил надежную профессию. Они устроили его работать клерком у одного бостонского книгоиздателя, но все свободное время молодой человек продолжал рисовать. Тогда родители смирились и отправили сына в Англию, где он стал изучать живопись в Королевской академии сначала под руководством Вашингтона Элстона, а затем Бенджамена Веста. Тогда же, во время учебы, Морзе впервые стал выставлять свои работы.

Он усваивает манеру, распространенную среди английских живописцев: увлекается изображением героев в торжественных позах на фоне сочного колорита. Таков был исторический стиль, принятый в то время в качестве стандарта. Однако соотечественники Морзе вовсе не разделяли его страсть, и, чтобы заработать на жизнь, он снова начинает писать портретные миниатюры. Модзе переезжает с места на место, из Новой Англии в Нью-Йорк, потом в Южную Каролину.

В 1818 году он решил наладить свою личную жизнь и женился на Лукреции Уокер. Однако их счастье было недолгим: через семь лет Лукреция умерла, и Морзе остался один с четырьмя детьми.

Он обладал талантом располагать к себе людей, поэтому его дом всегда был полон. Сюда приходили политики, интеллектуалы, богачи.

В зрелом возрасте Морзе подружился с французским героем американской Войны за независимость маркизом де Лафайетом и писателем Дж. Ф. Купером. Они с Купером оба были яростными республиканцами, не лишенными аристократических привычек. Оба выступали против засилия европейского искусства, которому тогда отдавалось предпочтение перед американским.

В 1825 году Морзе окончательно переезжает в Нью-Йорк, где создает свои лучшие портреты. В них проявилось все, чем он успел овладеть: техническое мастерство, умение понять и выразить психологию людей. Портреты Морзе окрашены романтическим настроением, эту творческую манеру он усвоил еще у английских живописцев.

Морзе не только рисовал, он был прекрасным организатором. В 1826 году он основал Национальную академию рисунка и до 1845 года был ее президентом. Со временем ему все-таки удалось изменить общественное мнение, заставив публику считаться с национальным искусством.

В 1827 году, когда началась кампания, направленная против фривольностей в театре, Морз^е способствовал выпуску коммерческого журнала в Нью-Йорке, который отказался публиковать театральные объявления.

Другая страница биографии Морзе связана с продвижением нового изобретения. Однажды он возвращался из Европы, где знакомился с современным европейским искусством, и на корабле услышал об идее электромагнитного телеграфа. Из разговоров Морзе понял, что его не смогут внедрить, пока не будет создан эффективный код. Над этим уже работали многие специалисты, но заявку на авторство еще никто не подавал. Морзе заинтересовался этой идеей, а в 1835 году уже изготовил первую действующую модель электромеханического телеграфного аппарата и разработал простой и удобный код, состоявший из точек и тире. Хотя телеграф Морзе не изобрел, он все же создал один из лучших образцов аппарата для передачи сообщений.

В 1837 году изобретение Морзе было представлено на Конгрессе, который наградил его денежным пособием для постройки первой общественной телеграфной линии от Балтимора до Вашингтона. Она была представлена в 1844 году. Первое сообщение, которое Морзе передал по линии, было следующее: «Что может Господь!».

Другие исследователи рассказывают, что судьба изобретения Морзе была несколько иной. Он продолжал заниматься рисованием и много экспериментировал с красителями, растирая их в молоке и пиве. В то же время он пытался убедить Конгресс в том, чтобы законодатели дали денег на изобретение аппарата для передачи сообщений, но все было безнадежно. Тогда он заручился поддержкой одного из конгрессменов, предложив ему стать соавтором изобретения. В то же время один из бывших университетских друзей Морзе познакомил его с подробным описанием модели, предложенной еще в 1831 году. Другой приятель вызвался изготовить модель на металлургическом заводе отца и выделил Морзе материалы. Позже оба они стали его партнерами.

После того как Морзе представил аппарат, начались многочисленные судебные процессы. Физик Джозеф Генри обвинил его в заимствовании идеи электромагнитной индукции и выиграл процесс. Но Морзе продолжал сражаться за свои права. Именно ему принадлежит изобретение азбуки Морзе — системы точек и тире для шифровки телеграфных сообщений. Он также способствовал прокладке первого трансатлантического кабеля. Наконец в 1854 году Морзе был утвержден в правах на все свои патенты.

Вскоре телеграф перестал быть диковинкой и распространился по обе стороны океана, соответственно упрочилось и материальное положение изобретателя. Есть также предположение, что именно Морзе удалось познакомить американцев с искусством фотографии.

После смерти второй жены изобретатель в 1848 году женился еще раз. К тому времени он приобрел поместье с видом на Гудзон и построил дом в итальянском стиле. Там Морзе проводил лето вместе со своей многочисленной семьей (во втором браке у него тоже родилось четверо детей). Но каждую зиму он возвращался в свой особняк в Нью-Йорке.

К старости Морзе превратился в настоящего патриарха. Он выглядел очень представительно — широкоплечий, коренастый, с окладистой бородой. Такая внешность располагала к себе и вполне отвечала той деятельности, которую Морзе избрал для себя в то время. Он стал филантропом, основал Вассар-колледж и поддерживал его материально. Он также жертвовал средства на нужды церкви, финансировал теологические конференции, Библейские и миссионерские общества, покровительствовал бедным художникам.

Морзе и сам продолжал писать картины в реалистической манере. Однажды он изобразил умирающего на смертном одре, и, когда показал этот портрет одному из своих приятелей — врачу по профессии, тот сразу же поставил диагноз, воскликнув: «Малярия!»

Морзе удалось точно и проникновенно написать портреты Лафайета, американского писателя У. Брайана и некоторых других выдающихся людей. Его картины экспонировались по всей стране. Однако в историю человечества Морзе вошел не как художник, а как изобретатель телеграфного кода. Благодарные телеграфисты, вышедшие на пенсию, организовали в 1942 году американо-канадскую ассоциацию «Телеграфный клуб Морзе».