Циолковский Константин Эдуардович

(1857-1935) русский ученый, основоположник космонавтики

В наше время полет космического корабля считается обыденным явлением. И даже странным порой кажется, что еще 100 лет назад люди не могли и мечтать о таких полетах. Первым, кто попытался представить практическую сторону освоения космоса, стал скромный учитель из Калуги Константин Эдуардович Циолковский.

Еще в начале века он написал: «С момента применения ракетных приборов начнется новая великая эра в астрономии». Эти слова оказались пророческими, и именно труды Константина Циолковского легли в основу теории космического полета.

Будущий ученый родился в семье лесничего в Рязанской губернии. В детстве из-за болезни он потерял слух, поэтому был вынужден оставить школу и все свои знания получил путем самообразования. Когда Константину исполнилось шестнадцать лет, отец отправил его в Москву к своему знакомому Н. Федорову, работавшему библиотекарем Румянцевского музея.

Под его руководством Константин Циолковский много занимался и осенью 1879 года сдал экзамен на звание учителя народных училищ. Вскоре он был назначен преподавателем арифметики и геометрии в городскую гимназию в городе Боровске Калужской губернии.

Там Константин Эдуардович Циолковский проработал несколько лет и в 1892 году был переведен в Калугу. В этом городе и прошла вся его дальнейшая жизнь. Круг интересов Константина Циолковского был очень широк. Однако из-за отсутствия систематического образования он часто приходил к результатам, уже известным в науке. Например, так произошло с его первой научной работой, посвященной проблемам газовой динамики.

Но за вторую опубликованную работу — «Механика животного организма» —  Константин Эдуардович Циолковский был избран действительным членом Русского физико-химического общества. Эта работа заслужила положительные отзывы крупнейших ученых того времени — Дмитрия Менделеева и Александра Столетова.

Столетов познакомил Циолковского со своим учеником Николаем Жуковским, после чего Циолковский стал заниматься механикой управляемого полета. Ученый построил на чердаке своего дома примитивную аэродинамическую трубу, на которой производил опыты с деревянными моделями.

Накопленный им материал был положен в основу проекта управляемого аэростата. Так Константин Циолковский назвал дирижабль, поскольку само это слово в то время еще не придумали. Он не только первым предложил идею цельнометаллического дирижабля, но и построил его работающую модель. При этом ученый создал и оригинальный прибор для автоматического управления полетом дирижабля, а также оригинальную схему регулирования его подъемной силы.

Однако чиновники из Русского технического общества отвергли проект Циолковского из-за того, что одновременно с ним с аналогичным предложением выступил австрийский изобретатель Шварц. Тем не менее ему удалось опубликовать описание своего проекта в журнале «Научное обозрение» и таким образом закрепить за собой приоритет на это изобретение.

После дирижабля Константин Циолковский перешел к исследованию аэродинамики самолета. Он детально исследовал влияние формы крыла на величину подъемной силы и вывел соотношение между сопротивлением воздуха и необходимой мощностью двигателя самолета. Эти работы были использованы Жуковским при создании теории расчета крыла.

В дальнейшем интересы Константина Циолковского переключились на исследования космического пространства. В 1903 году он опубликовал книгу «Исследования мировых пространств реактивными приборами», где впервые доказал, что единственным аппаратом, способным совершить космический полет, является ракета.

Правда, Константину Эдуардовичу Циолковскому не хватало математических знаний и он не смог дать детальные расчеты ее конструкции. Однако ученый выдвинул целый ряд важных и интересных идей. Среди них, например, использование многоступенчатых ракет.

Его открытия долгое время оставались неизвестны большинству специалистов. Деятельность ученого не встречала необходимой поддержки. Однако в 20-е годы правительство заинтересовалось работами Константина Циолковского и выделило небольшие средства.

Прежде всего он занялся динамикой полета на больших скоростях. В 1927 году ученый показал, что наиболее экономичным средством для космического полета является аппарат, сочетающий качества самолета и ракеты, способный стартовать с Земли и далее развить космическую скорость.

Любопытно, что, не имея практически никаких приборов, Константин Циолковский рассчитал, что оптимальной высотой для полета вокруг Земли является промежуток от трехсот до восьмисот километров над Землей. Именно на «тих высотах и проходят современные космические полеты.

Узнав о работах Циолковского, немецкий ученый Герман Оберт написал ему: «Зная Ваши превосходные работы, я обошелся бы без многих напрасных трудов и сегодня продвинулся бы гораздо дальше».

В СССР идеи Константина Эдуардовича Циолковского были развиты группой ученых по изучению реактивного движения под руководством Ф. Цандера. Но это произошло в конце тридцатых годов, когда Циолковского уже не было в живых.