Васнецов Виктор Михайлович

(1848-1926) русский художник

Принято считать, что основной темой творчества Виктора Михайловича Васнецова была русская история и фольклор. На самом же деле он был весьма многогранным мастером и в жанровом плане, и по технике исполнения.

Кроме картин бытового жанра Виктор Васнецов создал множество иллюстраций к произведениям русских писателей, эскизы театральных постановок, портреты, а также архитектурные проекты.

Учился он в Петербурге в рисовальной школе Общества поощрения художеств, а также в Академии художеств и индивидуально занимался у Ивана Крамского.

Как и другие художники-передвижники, Виктор Васнецов начал свой путь в искусстве с жанровых произведений на темы из жизни бедных людей - мелких чиновников, купцов, крестьян. Это картины «С квартиры на квартиру», «Военная телеграмма».

После окончания Академии художеств в 1876 году, Виктор Михайлович Васнецов отправляется в заграничную командировку во Францию и в Италию. И там он непрерывно рисует простых людей. Однако, несмотря на известность и интерес к его картинам, которые покупали крупные музеи, художник испытывал чувство неудовлетворенности. Поэтому, вернувшись в Россию, он меняет сферу своих интересов и обращается к русской истории. Вдохновленный общением с известным русским критиком В. Стасовым, художник пишет большую картину - «После побоища Игоря Святославича с половцами».

Картина вызвала неоднозначные отзывы критики, не сразу же была приобретена Павлом Третьяковым для создаваемой им галереи. О ней с восхищением отозвался Репин, что означало признание таланта художника старшим мастером.

После этого, Васнецов переезжает в Москву, где поселяется в доме, построенном по собственному проекту, и целиком посвящает свое творчество русскому фольклору. Его привлекают сюжеты русских сказок, былин, народных песен.

Появление первой картины из нового цикла - «Аленушка» (1881) - свидетельствовало о том, что Виктор Васнецов нашел совершенно иной подход к изображению героев русского фольклора. Он превращает их в реальных героев, наделяет глубиной психологических переживаний, заставляет зрителя поверить в подлинность их чувств.

Одновременно художник работает над эскизами к театральным постановкам для Частной русской оперы С. Мамонтова, а также над монументальными росписями для Исторического музея в Москве и Владимирского собора в Киеве.

Около двадцати лет, отдал Виктор Васнецов работе над одним из своих главных произведений - картиной «Богатыри». Художник использовал популярный мотив русской былины о заставе богатырской, но дал ему собственную трактовку. Каждый из богатырей строго индивидуален и в то же время неразрывно связан с общей композицией картины.

После долгих поисков, Виктор Васнецов нашел интересное композиционное и цветовое решение полотна: фигуры изображены так, что они возвышаются над линией горизонта. Колорит картины составлен из сочетания сильных по цветовой насыщенности красок. Тщательно выписаны детали вооружения и пейзажа.

Виктор Михайлович Васнецов показал народных героев как носителей светлых человеческих идеалов. Сказочно-былинные образы неразрывно соединены с русской природой.

Он подолгу жил в подмосковной усадьбе Абрамцево, принадлежавшей С. Мамонтову, где образовалось своеобразное творческое содружество крупнейших русских художников. В Абрамцево работали Илья Репин, Серов, Врубель, Коровин, Малютин. По проектам Васнецова там построены церковь и сказочная «избушка на курьих ножках». Интерес к. строительству проявился у Васнецова и при создании собственного дома в Москве, похожего на сказочный терем. Теперь там находится дом-музей художника.

Особое место в творчестве Виктора Михайловича Васнецова занимала книжная иллюстрация. Он выполнил циклы картин и рисунков к изданиям русских сказок, выпущенным крупнейшими русскими издательствами И. Кнебеля и И. Сытина. Четкая проработанность линий, единая композиция страницы, использование оригинального шрифта сделали его книги шедеврами книгоиздательского и полиграфического искусства, имя Васнецовых в истории русской культуры обозначает целую династию. Приверженцем исторической темы был брат художника, Аполлинарий Михайлович Васнецов, а внук, Андрей Владимирович, стал не менее известным книжным графиком.