Суриков Василий Иванович

(1848-1916) русский художник

Суриков Василий Иванович вошел в историю живописи как автор монументальных картин на темы русской истории. Его картины представляют собой как бы страницы национальной летописи. Художник изображает острые социальные и политические конфликты, которые происходили в истории России.

Родился Василий Суриков в сибирском городе Красноярске в потомственной казачьей семье. Его предки пришли сюда с Дона вместе с Ермаком. Они построили на берегу Енисея небольшую крепость — острог, вокруг которой и возник город Красноярск.

Рисовать Василий Суриков начал в раннем детстве. Способности мальчика были замечены в школе, где учитель рисования Н. Гребнев стал отдельно заниматься с ним и познакомил его с картинами художников-классиков. В 1861 году Суриков закончил школу с похвальным листом.

Рисунки юноши обратили на себя внимание красноярских меценатов, и один из них, купец П. Кузнецов, согласился оплачивать его учебу в Академии художеств.

Василий Иванович Суриков блестяще учился в Академии и в 1875 году окончил ее, представив картину «Апостол Павел объясняет догматы веры Ироду Агриппе». Однако золотую медаль он за нее не получил и уехал в Москву, где начал работать над росписями храма Христа Спасителя. В 1878 году он женился на Елизавете Шарэ, внучке декабриста П. Свистунова. В 1880— 1883 гг. они несколько раз побывали за границей и путешествовали по городам Австрии, Италии, Германии, Франции.

Василий Суриков страстно любил русскую старину и искал в ней ответ на волнующие его вопросы современности. В 80-е годы он создал наиболее значительные картины — «Утро стрелецкой казни», «Меншиков в Березове», «Боярыня Морозова». Главное действующее лицо в этих картинах — народ, представленный разнообразными типами, ярко и выразительно написанными Суриковым. Художник создал новый тип композиции картины, в которой движение людской массы передает внутренний смысл происходящего события.

В 1888 году после смерти жены он переживал острую депрессию и даже на время оставил живопись. Василий Суриков уехал в Сибирь, где надеялся излечиться от своего горя. Родные места действительно вернули его к жизни, и он написал там картину «Взятие снежного городка».

В 1891 году художник вернулся в Москву и приступил к работе над монументальным полотном «Покорение Сибири Ермаком». На ней показан момент битвы между казаками и воинами хана Кучума. Суриков мастерски передал напряжение битвы, насытив картину множеством выразительных деталей и образов. Новая работа вызвала восторженные отклики критиков и, в частности, известного художника М. Нестерова.

Не менее значительна и картина «Переход Суворова через Альпы», ставшая своеобразным гимном подвигу русских воинов.

Над последней большой картиной — «Степан Разин» (1907—1910) —  Василий Иванович Суриков работал долго и мучительно. Он не только изменил обычному экспрессивному стилю, но и насытил картину напряженной мыслью. Бледный колорит также подчеркивает настроение тревоги. Затем Суриков взялся за картину «Емельян Пугачев», но так и не закончил ее.

В последние годы жизни основным жанром для художника становится портрет, а также акварельные этюды. Это прежде всего портрет доктора Езерского, несколько автопортретов.

Дочь Василия Сурикова Елена вышла замуж за художника Петра Петровича Кончаловского.