Серов Валентин Александрович

(1865-1911) русский живописец

Место Валентина Серова в художественной культуре России определить несложно. Сам художник называл себя прежде всего портретистом и за год до смерти отобрал 15 написанных им портретов для Всемирной выставки в Риме, заметив, что они и составляют «все лучшее в его творчестве».

Вместе с тем творчество Серова было многогранным. В детстве он учился у замечательных русских художников Ильи Репина и П. Чистякова, изучал живопись старых мастеров, картины которых видел в музеях России и Западной Европы. А когда начал писать сам, то своим творчеством заложил основы нового искусства, которое пришло на смену передвижникам.

Валентин Александрович Серов получил очень хорошее воспитание в доме своих родителей, известных музыкантов А. Н. и В. С. Серовых. Очень много полезного для себя он получил в Абрамцеве, когда известный промышленник и меценат Савва Морозов пригласил его в свою усадьбу, где бывали выдающиеся русские художники, писатели, артисты. Сюда приезжали отдыхать и работать И. Репин, И. Левитан, Михаил Врубель, здесь пел Федор Шаляпин, читали монологи Мария Ермолова и Константин Станиславский.

Валентин Александрович Серов и сам воспитывал будущих художников, когда с 1897 по 1909 год преподавал в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Среди его учеников были будущие представители самых современных течений — П. Кузнецов, М. Сарьян, Кузьма Петров-Водкин и др.

Первые произведения Валентина Серова выполнены в традиционной манере, хотя уже в его ранних пейзажах чувствуется, что у художника есть свое, особое восприятие мира, что вызывало у зрителей ощущение покоя и просветления. Это отмечалось у всех художников, которые, как и Серов, входили в Товарищество передвижников.

У каждого художника есть одна-две картины, которые знают все, даже те люди, которые мало интересуются живописью. У Валентина Серова это «Девочка с персиками», которую он написал в 1887 году. На полотне, которое сейчас находится в Третьяковской галерее, изображена Вера Мамонтова, дочь известного промышленника и мецената Саввы Мамонтова. Девочка как будто только что вбежала на террасу и присела за стол, на котором рассыпаны румяные свежие персики. По замыслу художника, их краски как бы оттеняют и усиливают свежесть девичьего лица с черными озорными глазами и матовым румянцем на щеках.

По воспоминаниям Валентина Александровича Серова, он писал портрет Веры «с упоением» и сделал его всего за месяц.

Другой известный русский художник М. Нестеров сказал об этой картине Валентина Александровича Серова: «Вышла чудесная вещь, которая в Париже сделала бы его имя если не громким, то известным». Но и в России эта картина сразу же стала знаменитой. Художник не только показал в ней обаяние образа «Девочки с персиками», но и продемонстрировал свое несомненное дарование.

Следом за этой картиной в 1888 году Серов пишет другую, не менее талантливую — «Девушка, освещенная солнцем». Она напоминает первую жизнерадостным восприятием мира, чистотой и яркостью колорита, мастерством в передаче световоздушной среды.

В дальнейшем Валентин Серов больше обращает внимание на психологическую характеристику человека, с которого он пишет портрет. Он всегда долго и тщательно работал над своими полотнами, стремясь, чтобы в картине, написанной «в сто сеансов... сохранялась вся свежесть одного». Даже свой портрет художник писал больше месяца.

Первыми моделями Серова становились близкие и знакомые ему люди: артисты, художники, писатели. В 1890 году он пишет портрет А. Мазини, через год — портрет своего друга, художника Константина Коровина, затем Исаак Левитана, Николая Лескова, Николая Римского-Корсакова.

В процессе создания картины Валентин Серов обязательно устанавливал глубокий духовный контакт с человеком, который ему позировал, что отражалось и на портрете.

Интересно, что художник больше любил работать над фигурами трагическими, которые находились перед лицом смерти или переживали сильные, драматические чувства. Поэтому он предпочитает черно-серую или коричневую гамму цветов, хотя и передает большое количество их оттенков. Он начинает работать более широким мазком.

Возросшая популярность и радует художника, и огорчает. Для него начинается кабала заказной портретной работы, от которой он не смог отделаться до самой смерти. Как правило, это были парадные портреты — великого князя Павла Александровича (1897), С. М. Боткиной (1899), Феликса Юсупова (1903).

Самым, пожалуй, блестящим по исполнению является последний из них. Тогда Серов был связан с творческим объединением «Мир искусства» и сделал портрет в соответствии с новыми веяниями, подчеркнув мягкую плавность линий, изысканность колорита, который был построен на сочетании сдержанных коричневых, желтоватых, розовато-серых, белых и черных тонов.

Несмотря на то, что Валентин Александрович Серов любил писать портреты, постоянная работа над ними тяготила художника, и он находил себе отдушину, рисуя пейзажи и портреты детей. В этих картинах он пытается передать радость слияния человека с природой, ему нравится изображать простой крестьянский труд, красоту обыкновенного человека.

Детей Валентин Серов любил рисовать всегда. Это и его собственные сыновья, как, например, на картинах «Лето» (1895), «Дети» (1899), где запечатлены Саша Серов, дети Боткиных и, конечно же, Мика Морозов. По мнению многих современников, в четырехлетнем мальчике художник нашел те черты, которые пронес в своей жизни Михаил Михайлович Морозов. При этом художник оставался верен той гамме черно-белых тонов, которую сохранял на портретах духовно близких ему людей, например, на портрете М. Ермоловой 1905 года.

В последние годы жизни, Валентин Серов увлекся стилистикой модерна. Ярким цветовым решением отличается портрет И. Морозова, сближающийся по манере изображения с французским художником Анри Матиссом и русскими — П. Кузнецовым, М. Сарьяном.

В своей творческой жизни, Валентин Александрович Серов проявил себя не только как художник, который активно воспринимал все новое, но также как удивительно разноплановый в жанровом и в техническом отношении мастер. Он является автором исторической живописи «Похищение Европы» (1910), пробует себя в карикатуре, пишет в различной графической технике — акварели, пастели, литографии, темпере, а для портрета Федора Шаляпина 1905 года использует уголь.

Для молодежи Валентин Серов оставался признанным мастером, она ориентировалась на его стилистические поиски, равно как и на его огромное трудолюбие.