Рублев Андрей

(около 1370-1430) русский художник-иконописец

Сегодня имя Андрея Рублева известно каждому образованному человеку, и кажется невероятным, что долгие годы и даже столетия никто не знал ни самого художника, ни его творений. И тем не менее это так. Хотя его имя упоминалось в летописях в связи со строительством различных храмов, как художник он стал известен лишь в начале XX века.

Произошло это так. В 1904 году была начата реставрация «Троицы» — главнейшей святыни Троице-Сергиевой лавры. После расчистки этой иконы перед реставраторами предстал один из шедевров мировой живописи. Стало понятно, почему Стоглавый собор постановил писать этот образ только так, как его писал Андрей Рублев. Только тогда начались поиски других произведений художника.

Теперь мы знаем, что Андрей Рублев родился в конце шестидесятых годов XIV века в небольшом городке Радонеже неподалеку от Троице-Сергиевой лавры. Судя по всему, в юности Рублев был послушником этого монастыря, а потом принял сан монаха.

Во время Куликовской битвы в 1380 году он уже входил в княжескую артель мастеров, которая переходила из города в город и занималась строительством и украшением церквей. В то время на Руси возводилось много церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

Так, в девяностые годы XIV века Андрей Рублев работал в Звенигороде, где расписал храм Успения на Городке, а также создал ряд икон. Они получили название Звенигородского чина, три из них — «Спас», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел» — ныне находятся в Третьяковской галерее.

Мы не можем последовательно проследить творческий путь Андрея Рублева, потому что древнерусские художники-иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои работы. Они были в основном монахами и выполняли свой священный долг.

Однако из документов нам известно, что в 1405 году три художника — знаменитый Феофан Грек, Прохор с Городца и Андрей Рублев — начали работу над иконостасом Благовещенского собора Московского Кремля. Исследователи установили, что Рублев написал для него одну из лучших своих икон — «Преображение».

Кроме того, в Москве он занимался и оформлением книг. В частности, оформил Напрестольное Евангелие, исполнив для него четыре миниатюры евангелистов. На одной из них художник изобразил ангела с книгой в руках. Это традиционный символ евангелиста Матфея. Но Рублев изобразил в облике ангела одухотворенного юношу, который стремительно идет куда-то, двигаясь настолько свободно, что, кажется, сейчас перешагнет рамку миниатюры.

Почерк Андрея Рублева можно узнать сразу, несмотря на традиционные позы его фигур, строго подчиненные канону: в них всегда видна конкретная человеческая личность, то грустная, то задумчивая, то печальная.

Из Москвы Андрей Рублев вместе с другими мастерами отправился во Владимир, где в течение нескольких лет писал фрески и иконы для Успенского собора, который восстанавливали после пожара.

Владимирский Успенский собор особо почитался в Древней Руси, и великие князья московские не переставали заботиться о его убранстве. Так произошло и в 1408 году, когда великий князь Василий Дмитриевич, сын Дмитрия Донского, повелел заменить новыми фресками утраченные части его росписей XII века. Этим и занимался Андрей Рублев, что лишний раз свидетельствует об известности художника: ведь для выполнения столь ответственного задания не могли при-влечь малоизвестных мастеров.

В тот год, когда они работали во Владимире, на Москву двинулось войско татарского хана Едигея. Не сумев взять Москву, татары сожгли множество городов, и в том числе Троице-Сергиев монастырь. Настоятелем монастыря был игумен Никон. Он пригласил Рублева, который уже был в преклонном возрасте, написать главную икону монастыря — «Троицу».

Отказать Андрей Рублев не мог. Он всю жизнь мечтал написать именно эту икону. Однако художник по-своему осмыслил известный ветхозаветный сюжет. Вместо трех ангелов он изобразил трех уставших с дороги путников. Они присели отдохнуть около накрытого стола. Их позы свободны и уравновешенны. Икона выполнена в светлых тонах, символизируя светлое духовное начало как проявление сущности этих людей.

Любопытно, что Андрей Рублев не использовал в этом произведении традиционный для русской иконописи красный цвет. Всеми средствами художник старался передать своим зрителям ощущение спокойствия и внутренней гармонии, чего всегда так не хватало на земле.

Икона стала последним произведением Рублева. Он скончался 29 января 1430 года в Андрониковой монастыре в Москве, который сейчас носит его имя. В 1988 году, году тысячелетия крещения Руси, русская православная церковь причислила Андрея Рублева к лику святых. Он стал первым художником, который был канонизирован христианской церковью.