Рубенс, Питер Пауль

(1577-1640) фламандский живописец

Вся жизнь Питера Пауля Рубенса, казалось, состояла из одних блистательных побед. Аристократическое происхождение, блестящая придворная карьера — всего этого было достаточно для того, чтобы он вошел в историю своей страны. Кроме того, он был одним из самых плодовитых художников в истории мировой живописи: его наследие превышает полторы тысячи картин, большая часть из которых — полотна огромного размера.

Отец Питера Рубенса был преуспевающим голландским юристом, одним из образованнейших людей своего времени. До двенадцати лет Питер воспитывался дома, где получил великолепное образование, изучил несколько иностранных языков.

С 1589 года семья Рубенсов переезжает в Антверпен, и Питер Пауль становится пажом инфанты Фландрии Изабеллы. В это же время проявляется и его живописный талант. Он берет уроки живописи у известных голландских художников Томаса Верхарта, Андреаса Ван Норта.

В 1600—1608 гг. Питер Рубенс совершает длительное путешествие по городам Италии. Вернувшись в Антверпен, он становится главным придворным живописцем инфанты, а позднее королевы Изабеллы.

Первой большой работой Рубенса стали монументальные композиции для Антверпенского собора. В них художник отошел от принятого в церковной живописи аскетизма и насытил религиозные сюжеты «Воздвижение креста», «Снятие с креста» живыми, динамичными подробностями.

Одновременно с этой работой, Питер Рубенс выполняет и несколько парадных портретов самой инфанты Изабеллы и ее придворных. Они отличаются глубиной постижения личности портретируемого и точностью передачи деталей. Так определились две линии в творчестве художника — интерес к библейской и античной мифологии и портретная живопись.

Дворец Рубенса, полученный в подарок от королевы Изабеллы, стал художественным центром Антверпена, потому что художник предоставил в нем мастерские крупнейшим мастерам нидерландской живописи — Ван Дейку, Якобу Иордансу, Филиппу Снайдерсу. Сам Питер Пауль Рубенс занимает в этой плеяде почетное место среди равных, но не учителя и не наставника.

В то же время он ведет интенсивную политическую деятельность, выполняя дипломатические поручения королевы в различных европейских странах. И везде занимается живописью. Так, находясь в Испании, выполняет портрет Марии Медичи (1622—1625), а также ряд портретов испанских аристократов.

Переломным моментом в его жизни становится 1626 год, когда внезапно умирает его любимая жена Изабелла Брант. Питер Рубенс на время оставляет занятия живописью и вновь уезжает в Испанию, где проводит четыре года, завязывает дружеские отношения с Тицианом. Там он вновь женится — на Елене Фаурмент.

Вернувшись на короткое время в Голландию, Питер Рубенс поселяется в приобретенном им замке Стен и целиком посвящает себя живописи. Но ненадолго, поскольку но распоряжению королевы отправляется в Англию вначале поверенным, а затем послом Королевства Нидерландов.

В это время стиль живописи Рубенса меняется. Она становится интимной и задушевной, а библейские сюжеты постепенно уступают место более камерным темам, появляются и первые натюрморты. Это прежде всего его «Портрет жены с детьми», «Автопортрет» 1638—1640 годов, на котором художник изобразил себя в рыцарских доспехах после того, как английский король возвел его в рыцарское достоинство.

В очередной раз вернувшись в Голландию, Питер Рубенс поселяется в своем замке, где и умирает, окруженный большой семьей. По завещанию художника над его гробницей в Антверпенском соборе Онзе-Ливе Враукерк поместили выполненный им в последние годы жизни автопортрет со всеми членами его семьи.

Значение творчества Питера Пауля Рубенса в европейском искусстве велико. Его картины, как потом признают исследователи, намного опередили его время легкостью штриха и силой чувств.

Питер Рубенс стал одним из первых художников, кто передал полноправную красоту обнаженного человеческого тела. Яркая экспрессия его картин всегда сочеталась с изысканным цветовым колоритом и удивительно тонкими градациями цвета.

Он населяет мифологические сюжеты живыми и полнокровными героями — своими современниками. С одинаковой глубиной он изображал и аристократа, и мирно беседующих друг с другом крестьян. Вот почему учениками Рубенса считали себя такие художники, как Антуан Ватто (1684—1721), Эжен Делакруа (1798-1863) и Огюст Ренуар (1841-1919).