Петров-Водкин Кузьма Сергеевич

(1878-1939) русский художник

Он был своеобразной и крупной личностью в русском искусстве первой трети двадцатого века. Мастер широкого творческого диапазона, Кузьма Сергеевич Петров-Водкин занимался живописью и графикой, монументальным и театрально-декорационным искусством, ему также принадлежат интереснейшие автобиографические повести «Хлыновск», «Пространство Евклида» и «Самаркандия». Опираясь в своем творчестве на традиции древнерусской живописи, Петров-Водкин создал произведения, вошедшие в золотой фонд нашего искусства. Это прежде всего «Купание красного коня», «Мать», «Девушки на Волге», «После боя», «Смерть комиссара» и «1918 год в Петрограде».

Своей творческой жизнью Кузьма Петров-Водкин, философски мыслящий художник, революционный романтик и новатор, показал, что истинные достижения в искусстве возможны лишь в том случае, если художник близок к истокам жизни своего народа и своего времени.

Кузьма Петров-Водкин родился 24 октября 1878 года в городе Хвалынске Саратовской губернии. Сначала он учился в местном городском училище, затем в 1-й Самарской рисовальной школе. Еще два года он занимался в Центральном училище технического рисования, а в 1897 году поступил в Московское училище живописи, ваяния и зодчества в мастерскую Валентина Александровича Серова, которое окончил в 1904 году.

Годы его художественного формирования проходили в условиях решительных перемен в русском и европейском искусстве. Еще продолжали работать художники критического реализма, но уже появились новые направления, отражающие эстетические идеалы современного общества.

Напряженный дух творческих исканий переломной эпохи рубежа XIX—XX веков наиболее отчетливо выразился в стиле модерн. Для него характерны обращенность в прошлое, утонченная стилизация, ритмическая декоративность. Наиболее сильными и последовательными выразителями этих тенденций стали мастера объединения «Мир искусства», оказавшие на Кузьму Петрова-Водкина определенное влияние в самом начале его творческого пути. Особенно это сказалось на ранних произведениях, созданных художником еще в годы пребывания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Творческое формирование молодого художника осложнилось еще и тем, что с пятнадцати лет он, кроме живописи, активно занимался литературным творчеством и долгое время не знал, чему отдать предпочтение. В конечном счете победила живопись. Он окончательно решил стать художником после того, как три года занимался в студиях Парижа, а в 1907 году еще побывал и в Африке.

Во время поездки в Италию в 1905 году, где Кузьма Сергеевич Петров-Водкин пробыл четыре месяца, он увлекся рисунком. Как говорил сам художник, не было, кажется, ни одного движения человеческого тела, которое он не зарисовал бы на тысячах листов бумаги карандашом, пастелью и акварелью. На основе этих пластически очень четких рисунков были написаны и первые его большие картины — «Элегия», «Берег», «Колдуньи».

Трудно сказать, как развивалось бы творчество Петрова-Водкина в дальнейшем, если бы в 1911—1912 году не произошла встреча художника с древнерусским искусством. Именно в это время он увидел в Москве в частных собраниях первые расчищенные иконы XIV—XV веков, которые произвели на него огромное впечатление. Открыв для себя красоту и величие древнерусской живописи, Петров-Водкин начал вести и свои творческие искания в этом направлении. На этой же основе он создал свой собственный монументальный стиль, который особенно проявляется в его больших станковых картинах.

Первой же картиной на этом пути стало знаменитое полотно Кузьмы Петрова-Водкина «Купание красного коня». Вначале он задумал написать жанровую сценку купания коней на Волге при закате солнца, которую однажды увидел около Хвалынска. Встреча с древнерусскими иконами была для него озарением, заставившим изменить первоначальный замысел и композицию полотна. Центром его стал пылающий, огнеподобный конь, вызывающий в памяти образы Георгия Победоносца на многих древнерусских иконах. В картине он прозвучал как символ могучей воли, благородства и энергии. В образах картины многие зрители увидели предзнаменование грядущих перемен в жизни общества. Недаром устроители выставки «Мир искусства» сразу поняли ее значение и поместили как знамя над входом своей выставки 1912 года.

Вслед за этим появилась картина «Мать», начатая еще в 1911 году и впервые показанная на выставке в 1913 году. Женщина в розовой кофточке и красной юбке сидит с ребенком на руках на фоне уходящих в глубину картины приволжских степей.

Еще более важной в творческом росте художника стала картина «Девушка на Волге». Она стала своеобразным этапом на пути формирования индивидуального стиля художника. Замысел картины возник у автора из непосредственных наблюдений за жизнью волжан и на основе конкретных впечатлений, полученных во время длительных поездок в родной Хвалынск. При работе над картиной он вспомнил также итальянские фрески эпохи Возрождения, где часто изображались тонкие и изящные фигуры итальянок. Все это вместе — и жизненные впечатления, и произведения итальянских мастеров, и покоривший его высокий стиль древнерусских икон — породило некий новый художественный сплав.

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин много времени уделял воспитанию молодых художников. Вслед за Л. Бакстом и М. Добужинским он начал преподавать живопись и рисунок в художественной школе Е. Н. Звягинцевой, где постепенно создавал свою педагогическую систему, помогающую молодым художникам овладеть мастерством живописи. Именно в эти годы Кузьма Сергеевич пришел в своем творчестве к системе трехцветия. Он считал, что все колористическое богатство мира основано на трех главных цветах спектра — красном, синем, желтом, а композиции из этих цветов разной тональности позволяют создавать наиболее сильные и чистые гармонии. В качестве примера можно привести две его картины: «Утро. Купальщицы» и «Полдень. Лето».

В годы революции Кузьма Петров-Водкин выполнял плакаты, оформлял журналы, делал иллюстрации. В эти годы он создал серию натюрмортов, в которых отыскивал художественные средства, способные с наибольшей полнотой передавать суть вещей. Отражением революционной действительности стала картина «1918 год в Петрограде». Женщина с ребенком, стоящая на балконе дома, изображена на фоне улицы со взбудораженными группами людей. Сама мать, охраняющая своего ребенка, еще больше раскрывает тревожное настроение сцены. Картина имеет и второе название — «Петроградская мадонна». Действительно, обобщение и символизация образа матери наполняют картину определенным философским смыслом и общечеловеческим чувством материнской любви.

Еще более прямым откликом художника на реальные революционные события стала картина «После боя», где три погруженных в воспоминания красногвардейца скорбят о погибшем в бою командире. Тут же на втором плане изображен момент смерти командира.

Одновременно с большими композиционными произведениями в течение всех 20-х и 30-х годов Петров-Водкин работал над портретами. Еще в 1922 году он нарисовал портрет Анны Ахматовой. В отличие от тех, кто обычно подчеркивал эффектный и красивый облик поэтессы, художник оттенил на ее лице строгую сосредоточенность, серьезную работу мысли.

Осмысление процесса творческой работы художника, пути становления мастера как творческой личности Кузьмы Петров-Водкин содержательно раскрыл в своих основных литературно-биографических произведениях — «Хлыновск», «Пространство Евклида», «Самаркандия». Первые две были написаны в период болезни, с 1928 по 1932 год, когда врачи запретили ему работать масляными красками, а последняя — после поездки в Среднюю Азию в 1921 году. Повести пользовались большим успехом, неоднократно переиздавались и легли в основу многих монографий, статей, брошюр и альбомов о Петрове-Волдкине.

Признавая заслуги художника, французское астрономическое общество избрало его своим почетным членом с вручением диплома. В 1928 году он принял участие в Международной выставке искусств в Венеции. В 1936—1937 году состоялась персональная выставка работ Петрова-Водкина в Ленинграде и Москве.

Художник был еще полон новых замыслов, но серьезная болезнь уже подтачивала его силы. 15 февраля 1939 года

Кузьма Сергеевич Петров-Водкин скончался и был похоронен в Ленинграде на Волковом кладбище.

Его творчество — это искусство большого масштаба, впитавшее в себя традиции древнерусской живописи и классического искусства. В своем творчестве мастер продолжил также традиции великих русских художников Александра Иванова, Алексея Венецианова и Михаила Врубеля. Он владел своеобразным, только ему присущим художественным языком, неожиданным и прекрасным. Он умел видеть дорогу к будущему искусству и открывал новые его дали.