Иванов Александр Андреевич

(1806-1858) русский художник

Поздней осенью 1817 года в младшем классе петербургской Академии художеств появился новый ученик. Это был мальчик небольшого роста, с вьющимися русыми волосами и голубыми глазами. Преподаватели сразу заметили, что он прошел основательную подготовку по рисованию. Первым учителем мальчика был отец — известный художник, профессор академии Александр Андреевич Иванов.

В классах мальчик работал с исключительным трудолюбием. Одним из первых он прошел школу академического рисунка и перешел в следующий, натурный класс, которым руководил А. Егоров.

В 1828 году Александр Иванов блестяще закончил Академию и получил право на стажировку в Италии. За два года молодой художник объехал Австрию, Германию и Италию, а затем поселился в Риме, получив стипендию Общества поощрения художеств.

В 1837 году в Риме, Александр Иванов начал огромный, почти непосильный для одного человека труд. Он решил написать картину «Явление Христа народу». Ее замысел возник у художника после знакомства с Гоголем, который сразу увидел в юноше будущего художника-мыслителя.

Прежде чем приступить к работе, Иванов перечитал много священных книг и работ по истории Библии, много работал в музеях, а также неустанно искал модели для будущих героев картины. Всего художник написал более 600 этюдов, причем многие из них стали самостоятельными произведениями искусства.

Александр Иванов остановился на хорошо известном эпизоде Евангелия, когда собравшиеся на берегу реки Иордан люди впервые увидели Христа. Художник отказался от традиционной трактовки этого сюжета и сделал акцент на группе людей, увидевших Спасителя.

Фигура Христа помещена в глубину картины и сильно уступает по размеру остальным персонажам. Она привлекает внимание зрителя только потому, что на нее указывает стоящий на первом плане Иоанн Предтеча. Вокруг него художник разместил разных людей.

Необычно и цветовое решение картины: одежда персонажей окрашена в самые разные цвета. Действие происходит при рассеянном свете дня, и все краски звучат с исключительной силой и яркостью.

В период работы над картиной, художник общался с передовыми русскими людьми, жившими в Италии, и прежде всего с Александром Герценом и Н. Огаревым, которые часто приезжали туда. В ходе этого общения он понял, что первоначальный замысел картины уже не соответствует тем политическим условиям, которые складываются в России. Александр Иванов даже пытался бросить работу над своим произведением, но по совету друзей все-таки закончил картину.

В 1858 году он вернулся в Петербург и привез с собой это замечательное произведение. Картина имела огромный размер — 540 на 750 сантиметров. Выставленная в Петербурге, она вызвала разные отклики: художники высоко оценили ее, а церковное начальство встретило весьма сдержанно.

Вместе с тем надо признать, что написание подобной картины было настоящим творческим подвигом. Вот почему И. Крамской в статье, посвященной памяти Иванова, писал, что художники последующих поколений будут учиться у него искусству композиции, гармонии цветового решения и жизненной правде в изображении человека и природы.

Хотя Александр Иванов и остался для массового зрителя художником одной картины, он написал еще несколько полотен на мифологические сюжеты: «Приам, испрашивающий у Ахиллеса тело Гектора», «Аполлон, Гиацинт и Кипарис», а также ряд итальянских пейзажей.

В последнее десятилетие жизни, Александр Андреевич Иванов много работал акварелью над циклом картин под названием «Библейские эскизы». Однако этот цикл так и остался незавершенным, потому что, вернувшись в Россию, художник через несколько месяцев умер.