Эль Греко

(настоящее имя — Доменико Теотокопули)

(1541-1614) испанский художник

В течение почти трех столетий творчество Эль Греко совершенно не признавалось даже художниками и теоретиками искусства. Оно оставалось чуждым художественным идеалам этих эпох. Среди романтиков XIX века лишь единицы, подобные Делакруа, видели в Эль Греко блестящего мастера.

Несколько позднее искусство этого живописца привлекло внимание Ш. Бодлера, Э. Мане и Э. Дега. Но только в XX веке оно заняло подобающее место в истории художественной культуры прошлого. Искусство Эль Греко становится все более популярным среди художников, специалистов и любителей. Его яркая индивидуальность, изумительная смелость палитры, построенная на сочетании лучистых, сверкающих красок ультрамарина с ярко-желтыми и холодно-зелеными тонами, с кармином и ярко-розовым цветом, получили достойную оценку тогда, когда в европейской живописи тоже начались поиски цветового разнообразия и стала цениться индивидуальность в изображении предметов и человеческой фигуры.

Доменико Теотокопули, прозванный в связи с его греческим происхождением Эль Греко, родился на острове Крит, который во всех легендах считается Землей изобилия. Течение веков стерло здесь следы минувших культур, но местные жители сохранили старинные обычаи и костюмы. Следуя древнему обычаю и природным наклонностям, с раннего детства критяне учат детей стрельбе из лука, а плачущего в колыбели ребенка успокаивают, показывая ему лук и давая в руки стрелу. Не удивительно поэтому, что в описи имущества, составленной после смерти Эль Греко, среди немногочисленных личных вещей художника упоминаются шпага и кинжал с ножнами.

Эль Греко сам совершенно точно указал место своего рождения. Подобно каждому, пусть даже добровольному изгнаннику, он и на чужбине оставался верен родине. Картины художник всегда подписывал греческими буквами, часто добавляя к подписи слово «критянин». В конце жизни в одной из своих картин Эль Греко изобразил св. Павла, крепко зажавшего в руке письмо, адресованное Титу, первому епископу Крита.

Эль Греко, как и всякий ребенок, непосредственно воспринимавший те образы, которым молился, сохранил в памяти неподвижные фигуры святых, возвышающихся над алтарем, их удлиненные глаза, точно избегающие человеческого взгляда, графичность застывших складок их одежд. Именно от критских художников Эль Греко узнал тайны их живописи. Критская школа оказала влияние и на технику его творчества.

В церковной школе он научился писать по-гречески с подчеркнутым изяществом. Написанные им буквы кажутся выгравированными на меди. Он был обязан Криту и своей культурой скорее ученого, нежели человека с художественным призванием, для которого прежде всего существует зримый мир, культурой юноши с разносторонними интересами, из зажиточной семьи, который на досуге занимается чтением и имеет возможность покупать себе любимые книги.

Крит уже с 1211 года находился под властью Венецианской республики. В XVI столетии Кандийское королевство (так называли Крит венецианцы) приходило во все большее запустение и упадок. Искусство, развивавшееся в монастырях и обращенное в прошлое, приобрело консервативный, застойный характер. Многие критские художники покидали родину и уезжали в Венецию. Поэтому Эль Греко тоже отправился в Венецию, где прожил несколько лет.

Он начинает свой творческий путь во второй половине XVI столетия и заканчивает его в самом начале XVII века. Ему было двадцать лет, когда умер Микеланджело, но отсвет его искусства лежит и на произведениях Эль Греко. Он — младший современник Тициана, Тинторетто, Веронезе. Эль Греко несколько старше Шекспира и почти ровесник Сервантеса. Вместе с тем ему было суждено пережить Караваджо и еще работать в то время, когда создают свои первые произведения молодой Рубенс и молодой Франс Хальс.

Здесь, в Венеции, он создает известные картины — «Изгнание торгующих из храма», которая выполнена темперой на деревянной доске и подписана по-гречески: «Доменикос Теотокопулос, критянин», и «Исцеление слепого». Годы, проведенные молодым живописцем в Венеции, были годами серьезного ученичества. Он овладел техникой масляной живописи, которая открыла ему такие возможности, о которых он и не подозревал. Она познакомила его с совершенно новым ритмом творческой работы. Способ, каким писал Тициан, стал для Эль Греко полнейшим откровением. Однако только в Риме он смог обогатить свое представление о художественной эпохе в целом, почувствовать ее масштабность.

Находясь в Вечном городе, изучая его бесценные сокровища, молодой живописец необычайно расширил свой кругозор. Но, может быть, ничто не оставило такой глубокий след в его памяти, как встреча с искусством Микеланджело. Эль Греко непрестанно совершенствовал свое мастерство, стремясь достигнуть разнообразия живописных средств, встать наравне с виртуозами искусства Запада. Он не хотел ждать, когда жизнь утвердит его собственные творческие открытия.

Сознание ценности собственного таланта несомненно пробудилось в нем в тот момент, когда он впервые взялся за кисть. Он гордился своим призванием. Ничто и никогда не могло поколебать творческие убеждения Эль Греко, даже если они превосходили его реальные возможности.

Трудно сказать, почему он уехал из Рима, так как жизнь его в этом городе складывалась вполне благополучно. Эль Греко пользовался покровительством кардинала Алессандро Фарнезе, был хорошо известен как живописец и получал так много заказов, что должен был взять себе в помощники ученика.

Римский период завершает ранний этап его творчества, но ни одно из созданных им в Италии произведений еще не раскрыло его подлинного художественного своеобразия. Почву для развития своего искусства он нашел в Испании.

Точная дата прибытия Эль Греко в Испанию неизвестна. Исследователи его творчества обычно исходят из того, что, прожив некоторое время в Мадриде и не получив признания при королевском дворе, он осенью 1577 года уже начал работать в Толедо. Первый крупный заказ Эль Греко получил здесь от декана Толедского собора дона Диего де Кастильо. Ему поручили сооружение главного алтаря, включавшего живописные произведения, скульптуру и архитектурное оформление. Художник написал в 1577—1579 годах алтарные картины «Вознесение Марии», «Троица», «Воскресение Христа», «Поклонение волхвов» и четыре изображения святых. Эту работу очень высоко оценили и специалисты, и зрители, но она вызвала протест церковников Толедо, так как была им просто непонятна. Но Эль Греко привык отстаивать свои права и бороться за свое достоинство художника.

Эволюция искусства мастера представляет собой единый путь, в котором каждое значительное произведение являлось определенным этапом в развитии, усложнении и обогащении его творческого метода. Вместе с тем этот путь не был однолинейным.

В 1578 году от связи с доньей Иеронимой у художника родился сын Хорхе Мануэль. Эль Греко страстно любил сына и писал его при всякой возможности. Он признал его своим ребенком с момента его рождения, и Хорхе Мануэль носил его фамилию. В городе, где церковь была всесильна, художник осмелился иметь незаконную жену и ребенка, родившегося вне брака! Но известность Эль Греко спасла его от преследований.

В год рождения сына художник получил заказ на картину для собора. Творчество Эль Греко развивалось стремительно. В 1586—1588 годы он создал произведение, которое ознаменовало высший расцвет его искусства. Это была огромная (4,80 х 3,60) картина «Погребение графа Оргаса», заказанная толедской церковью Санто-Томе по инициативе друга Эль Греко священника Андреса Нуньеса.

В основу ее сюжетного замысла положена средневековая легенда, о содержании которой повествует надпись на каменной плите, расположенной под картиной. Согласно легенде, кастильский вельможа дон Руис Гонсало де Толедо, граф Оргас пожертвовал этой церкви, в которой выразил желание быть погребенным, большие сокровища. После его смерти в 1312 году во время похорон свершилось чудо: спустившиеся с небес св. Августин и св. Стефан предали погребению тело благочестивого графа своими руками. Эта картина произвела в Толедо ошеломляющее впечатление, она стала гордостью города. Иностранцы специально приезжали в Толедо, чтобы полюбоваться, и приходили от нее в восхищение.

Эль Греко работал очень активно, создавая грандиозные алтарные образы, огромное количество изображений святых и замечательные портреты. Он был знаменитым художником в Толедо, и у него не было отбоя от заказчиков. Художник и сам полюбил этот город. Толедо служил фоном для многих картин Эль Греко, а в позднем творчестве он писал его панорамные изображения. Художник изображает не просто фантастический город, не символ языческого Вавилона, а конкретный образ Толедо, особенности облика которого запечатлены им с удивительной точностью.

На склоне лет Эль Греко не покидала мысль о близкой смерти, и отпечаток этих личных переживаний лежит на его позднейших произведениях. Но звучание их значительно шире. Художник как бы подводит здесь итог своим творческим исканиям, раздумьям о жизни, своему восприятию мира.

Эль Греко держал кисть в руках до последнего вздоха. Силы оставили его неожиданно, и удар, сразивший художника, оказался последним. Смерть наступила 7 апреля 1614 года. Он умер так, как умирал каждый набожный толедец, и был похоронен как всякий зажиточный испанец. Смерть Эль Греко произвела глубокое впечатление на его современников. Один из них писал: «Последующие столетия будут восхищаться его искусством, не имея возможности ему подражать».