Брюллов Карл Павлович

(1799-1852) русский художник

Ни один из европейских художников XIX века не испытал такого грандиозного триумфа, какой выпал на долю молодого русского мастера Карла Брюллова, когда летом 1833 года он показал зрителям свою картину «Последний день Помпеи». Как и Байрон, Брюллов мог сказать, что однажды утром проснулся знаменитым.

Брюллов Карл Павлович происходил из семьи талантливых художников, архитекторов, скульпторов, мастеров резьбы по дереву. Его дед приехал в Россию из Франции, а отец был известным в начале века мастером-резчиком.

Карл родился очень болезненным мальчиком и до пяти лет почти все время провел в постели. Он рано научился рисовать грифелем на доске, это был для него и досуг, и развлечение, и школа. С пяти лет отец начал регулярно заниматься живописью с Карлом и его старшим братом Александром Брюлловыми.

В возрасте всего девяти лет мальчик выдержал вступительный экзамен и был принят в число студентов Петербургской Академии художеств. Он учился у известных художников - А. Иванова и А. Егорова.

Окончив Академию с золотой медалью, Карл Брюллов получил право на продолжение образования в Италии. Там и была задумана, а потом и написана картина, ставшая главным произведением его жизни.

В 1822 году Карл Брюллов приехал в Помпею и был поражен зрелищем раскопанного археологами мертвого города. После тщательной подготовки, которая заняла у него три года, художник приступил к написанию картины. Он долго разрабатывал композицию и приемы освещения и наконец остановился на блеске молний. Их неровный свет ярко подчеркивает скульптурную осязаемость каждой фигуры. Художник не только изобразил трагическое событие, но и передал чувства каждого из своих героев.

Экспозиции картины в Риме и Милане превратились в событие. «Это не картина, а целая эпопея», - написал в своем отзыве известный автор исторических романов Вальтер Скотт.

В 1835 году Карл Брюллов вернулся в Петербург и стал работать в Академии художеств, а через год ему было присвоено звание профессора. Одновременно с преподавательской деятельностью художник пишет еще одну работу, теперь на тему русской истории - «Осада Пскова». Однако она не была закончена, поскольку он почувствовал, что не может до конца раскрыть неизвестную ему тему.

В это время основным в его творчестве становится портрет. Художник создал целую галерею портретов своих современников, среди которых такие крупные писатели, как И. Крылов, Н. Гоголь, архитектор М. Ланчи.

Одной из моделей стала графиня Юлия Самойлова. Впервые Брюллов написал ее в образе итальянской женщины на переднем плане «Последнего дня Помпеи». Он искренне и глубоко любил Самойлову и свои чувства отразил в ее портрете, где запечатлел графиню в костюме амазонки вместе с дочерью.

Художник создал оригинальное направление портретной живописи - романтический портрет. Таков портрет Самойловой, входящей в гостиную: она не просто появляется в комнате, а как бы «является» перед изумленным художником. Похожие чувства отражены и на лицах девочки и слуги. Легкое белое платье Самойловой придает картине подвижность, и кажется, что она не идет, а летит навстречу зрителю.

В 1849 году здоровье Карла Брюллова ухудшилось, и он уезжает за границу. Вначале он поселяется на острове Мадейра, а затем снова переезжает в Италию.

Художник остро переживал вынужденную разлуку с родиной и отразил свои чувства в «Автопортрете». Брюллов изобразил себя полулежащим с откинутой назад головой. Бледное худое лицо несет отпечаток болезни, и только взгляд ярких синих глаз говорит о том, что художник полон творческих сил.

Свой автопортрет он написал во время обострения болезни, которая оказалась смертельной. Это своеобразная исповедь сына века: сочетание высочайшего творческого напряжения и огромной усталости, благородства и силы духа со смирением перед обстоятельствами, которые мешали художнику соединиться с самым дорогим в его жизни.

Из Италии Карл Павлович Брюллов совершил поездку в Грецию и Турцию. Но вернуться на родину уже не смог.