Брейгель, Питер

(между 1525 и 1530-1569) голландский художник

Питер Брейгель вошел в историю искусства как великолепный знаток народного быта, за что и получил прозвище «Мужицкий». Хотя сведений о его жизни сохранилось очень мало, тем не менее известно, что он родился в небольшой деревне Бреда в Брабанте - области, находившейся на границе современной Франции и Нидерландов.

По-видимому, его отец был вполне обеспеченным человеком. Мальчик получил прекрасное образование: уже в возрасте семи лет был учеником известного голландского живописца Питера Кука ван Альста. Брейгель прожил много лет в доме ван Альста в Антверпене и прошел весь путь от младшего подмастерья до художника. Ему повезло еще и в том, что учитель считал его не просто учеником, а товарищем собственных детей. В 1554 году после возвращения из Италии, Питер Брейгель женился на единственной дочери ван Альста.

Известно, что в 1551 году Питер был официально признан художником и принят в члены антверпенской гильдии Святого Луки, которая объединяла живописцев.

В доме ван Альста он узнал многих известных людей, с кем-то просто общался, а с кем-то и подружился. Большую роль в творческом развитии художника сыграла дружба со знаменитым голландским географом А. Ортелиусом. Именно по совету своего старшего друга Питер Брейгель отправился в Италию. В то время такое путешествие считалось непременным условием для достижения художественной зрелости.

Перед отъездом, Ортелиус дал Питеру Брейгелю рекомендательное письмо к своему другу, болонскому издателю и географу С. Фабиусу. Брейгель благополучно добрался до Италии и поселился в доме Фабиуса. Любопытно, что художник не оставил ни одного рисунка итальянских памятников архитектуры. Он был занят наблюдениями над повседневной жизнью итальянцев.

Кроме того, Брейгель постоянно рисовал пейзажи тех мест, где ему удалось побывать, так что два больших альбома с его итальянскими рисунками стали своего рода путевыми заметками. Когда он вернулся из путешествия, издатель И. Кох опубликовал эти рисунки. Все листы практически сразу же были распроданы, и Кох заказал Брейгелю еще одну серию.

Однако графика мало привлекала художника, и все свое время он уделял живописи. После свадьбы Питер Брейгель поселился в Антверпене поблизости от дома своего тестя и стал писать картины. Первая его работа - «Падение Икара» - написана на сюжет древнегреческого мифа. Но художник изобразил не Грецию, а современную ему Голландию. Подобный прием (аллюзию) Брейгель применял всю свою жизнь, независимо от сюжета конкретной картины.

В Антверпене Питер прожил недолго. Через год с небольшим после женитьбы неожиданно умер его тесть, и художник перебрался в Брюссель, чтобы унаследовать мастерскую и художественную школу. Теперь у него появились постоянные заказы и многочисленные ученики. Вначале художник выполнял обязательства отца своей жены, а затем начал работать и самостоятельно. В основном он писал картины двух жанров: на темы Священного писания и пейзажи.

Хотя картины предназначались и для украшения церквей, художник нередко уходил от церковных предписаний. Так, на полотне «Обращение Савла» в образе главного героя Питер Брейгель запечатлел черты знаменитого герцога Альба, назначенного королевским наместником в Голландии.

Не менее интересна и небольшая картина «Избиение младенцев», в которой художник показал налет испанских карателей на голландскую деревню. Пейзажи он писал в основном для заказчиков, особенно много картин он создал для известного антверпенского купца и банкира Н. Ионгелинга. Он был другом Брейгеля и хотел собрать как можно больше картин художника. Оплатив Брейгелю несколько десятков полотен, Ионгелинг затем передал их антверпенской городской казне. Вот почему в музее этого голландского города сейчас находится самое крупное собрание картин художника.

Благодаря постоянным заказам Питер Брейгель мог работать, не заботясь о хлебе насущном. Поэтому в последний период творчества на его картинах царит спокойствие и достаток. Художник изображает сценки из крестьянского быта, танцы на рыночной площади. На картинах мы видим множество ярких бытовых деталей, лица изображенных людей строго индивидуальны, поскольку художнику позировали преимущественно знакомые и соседи.

Питер Брейгель даже написал одну картину-головоломку. Она состоит из множества небольших сценок, каждая из которых иллюстрирует какую-нибудь пословицу или поговорку.

Только последняя его картина «Слепые» звучит как монолог умирающего от тяжелой болезни. Известно, что живописец работал над ней до последнего дня жизни, а умер он, как и большинство его современников, едва достигнув сорока лет.