Билибин Иван Яковлевич

(1876-1942) русский художник

Имя художника Билибина Ивана Яковлевича обычно связывают с книжной графикой. Однако на самом деле он вошел в историю русского искусства и как театральный художник.

Иван Яковлевич Билибин родился в Москве в семье со средним достатком. Благодаря помощи состоятельной тетки он смог учиться за границей. Иван начал свое образование в Мюнхене, в рисовальной студии художника Антона Ашбе. Затем продолжил учебу в Петербурге в частной школе-мастерской, основанной княгиней Марией Клавдиевной Тенишевой. В то время школой руководил известный русский художник Илья Репин. По его совету Билибин поступил вольнослушателем в Академию художеств.

Книжной иллюстрацией молодой художник увлекся случайно. Летом 1899 года он находился в деревне Егны неподалеку от Петербурга. Там в небольшом имении одного из своих знакомых Иван Билибин впервые познакомился с репродукциями картин русских художников Васнецова и Рябушкина. Впечатления от картин были настолько сильными, что он захотел сделать иллюстрации к русским сказкам - об Иване-царевиче, Жар-птице и Сером волке.

Рисунки очень понравились тетке художника, и она дала ему деньги на их издание. В поисках издательства Иван Билибин обратился в дирекцию экспедиции Заготовления государственных бумаг. Хотя экспедиция почти не издавала книг, представленные иллюстрации были настолько хороши, что с ним тут же заключили договор на издание целой серии книг.

Благодаря тому, что эти издания вышли большим тиражом и по умеренной цене, они сразу же принесли художнику известность. Но дело было не только в этом. Билибину посчастливилось найти совершенно оригинальный стиль иллюстрирования русских сказок. Он объединил приемы древнерусской миниатюры и реалистического искусства.

Художник работал медленно и кропотливо. Вначале он делал точный карандашный эскиз будущей иллюстрации. В это время Иван Яковлевич Билибин работал с натуры, а также пользовался книгами, гравюрами и подготовительными зарисовками, сделанными на выставках и в музеях. Затем с помощью кальки он переносил рисунок на ватман, делил его на квадраты и приступал к разрисовыванию акварелью.

Работа шла медленно: за день художник выполнял всего пять квадратных сантиметров иллюстраций. Важным приемом была и тонкая черная линия, очерчивавшая цветовые пятна. Этот прием Билибин позаимствовал у английского художника Обри Бердслея, который для каждой иллюстрации выполнял специальную орнаментальную рамку наподобие раскрашенного оконного наличника.

Для того чтобы собрать материал, Иван Яковлевич Билибин совершил несколько экспедиций в различные районы Севера. Путешествуя, он непрерывно рисовал. Привезенные им рисунки впоследствии образовали особый отдел Императорского Русского музея.

Однако Билибин передал в музей не только рисунки, но и большое собрание предметов русского обихода: посуду, костюмы, прялки, ларцы. В 1902 году они были показаны на специальной выставке, которая позже была преобразована в Музей этнографии.

Кроме того, он стал и первым в России мастером этнографической фотографии. С 1904 года Иван Билибин публикует свои снимки в специальном отделе журнала «Мир искусства», а затем и в многотомных научных изданиях - «История русского искусства», «Русское деревянное зодчество». Художник также пишет собственные научные статьи, среди которых наиболее известна большая работа - «Народное творчество Русского Севера».

Кроме русских народных сказок он иллюстрирует сказки Пушкина, а также выполняет серию карикатур по мотивам русских пословиц.

Начиная с 1908 года Билибин постоянно занимается театральной живописью. В частности, он выполняет эскизы костюмов и декораций для оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова «Золотой петушок», поставленной на сцене частной русской оперы Мамонтова. Стиль декораций был близок к книжной графике, но созданные костюмы предельно достоверны и реалистичны.

Во время революции 1905-1907 гг. художник какое-то время занимался карикатурой, но революционных событий он не понял и вскоре снова занялся иллюстрированием сказок.

В сентябре 1917 года, Иван Билибин уехал в Крым, откуда потом вместе с другими беженцами уплыл за границу. Вначале он поселился в Египте, где зарабатывал на жизнь заказными портретами. Под впечатлением памятников мусульманской культуры он выполнил серию иллюстраций к сказкам «Тысячи и одной ночи».

В 1925 году Билибин переезжает в Париж, и здесь его судьба складывается вполне благополучно. Он создает многочисленные декорации к оперным постановкам, в которых участвует Федор Шаляпин, оформляет балеты Игоря Стравинского, а также спектакли в Чехословакии и Аргентине.

Однако художника настолько тянуло в Россию, что в 1936 году он возвращается в Петербург и целиком сосредотачивается на книжной иллюстрации, от сказок переходя к русским былинам.

Умер Иван Яковлевич Билибин в 1942 году во время ленинградской блокады.