Сервантес Сааведра, Мигель Де

(1547-1616) испанский писатель, поэт и драматург

Мало найдется образованных людей, кто бы не знал, что знаменитый роман «Дон Кихот» написан Сервантесом. Между тем сам автор считал его далеко не лучшим из своих произведений. Он и опубликовал его под псевдонимом, сделав автором арабского историка Сида Ахмета Бенинхали, а свою роль в нем определил лишь в качестве посредника. Таким образом, Мигель Де Сервантес Сааведра оказался одним из персонажей своего романа, причем даже не главным.

В истории не сохранилась точная биография писателя, поэтому исследователям пришлось получать сведения о его жизни в основном из косвенных источников, в том числе и из сочинений самого Сервантеса (например, из его «Назидательных новелл»). И даже портрет, который помещается во многих его книгах, был написан только в 1738 году, то есть через сто с лишним лет после смерти писателя, У. Кентом. Художник выполнил его согласно описанию самим Сервантесом своей внешности в Прологе к «Назидательным новеллам»: «гордый взгляд, каштановые волосы, четкая линия бровей, жизнерадостные глаза и крючкообразный, хотя и правильных пропорций нос».

Однако Сервантес стал героем собственного романа отнюдь не случайно. Ведь его жизнь была настолько удивительной, что многие ее факты стали основой для тех бесчисленных новелл, из которых и состоит «Дон Кихот».

Поскольку Сервантес родился в многодетной семье хирурга, он не получил должного образования и в 1561 году смог поступить лишь в латинскую школу в Мадриде, а затем продолжил образование в иезуитском колледже в Севилье. После этого он работал в качестве камергера монсеньера (позже кардинала) Хулио Аквавивы, секретаря Папы Пия V (1568). В составе свиты папского легата Сервантес переезжает в Италию.

Однако уже в следующем году он становится солдатом испанской армии. Это было время, когда испанское население было взбудоражено заграничными походами и ввозом золота из заморских колоний. Поэтому оно не стремилось к развитию сельского хозяйства и мануфактурного производства в собственной стране. Все хотели воевать и получать сверхприбыли, утверждая одновременно государственное могущество Испании.

В этот поток оказался вовлеченным и Сервантес. Он доблестно сражался, отличился в морской битве европейского флота с арабами при Лепанто в 1571 году. Там получил тяжелое ранение в грудь, а его левая рука навсегда осталась парализованной.

Возвращаясь домой примерно в 1575 году, он вместе с братом был захвачен турками и продан в рабство алжирскому паше. Сервантес несколько раз пытался бежать, но безуспешно. Лишь в 1580 году его выкупила семья (по другим данным — христианские миссионеры).

Первоначально Сервантес полагал, что сможет существовать на литературный заработок. Ведь его первое стихотворение, написанное в связи со смертью королевы Изабеллы Валуа, было заказано его школой и затем помещено в памятную книгу.

К 1585 году он был автором романа «Галатея» и двадцати-тридцати драм, «представленных в театрах Мадрида без свистков и скандалов» (по позднейшему свидетельству автора). Однако, несмотря на определенную известность, Сервантесу все-таки снова пришлось поступить на государственную службу. Он переезжает в Севилью, где в 1587 году занимает должность комиссара по закупкам фуража для «Непобедимой армады». Свои обязанности он выполнял настолько рьяно, что за реквизицию пшеницы, принадлежащей церкви, Даже был арестован. Второй раз он был арестован в 1597 году за превышение полномочий. Но административный раж Сервантеса невозможно было приостановить никакими арестами, и в 1602 году он снова попадает в тюрьму. Там он и начинает писать роман «Дон Кихот», первую часть которого публикует в 1605 году.

Успех романа был настолько ошеломляющим, что вскоре некий А. Фернандес де Авельянеда выпустил его продолжение. Возмущенный Сервантес в 1615 году опубликовал вторую часть романа.

Любопытно, что он был задуман как своеобразный итог жизни героя, полной героических дерзаний и катастрофических разочарований. Вместе с тем Сервантес собирался высмеять модные в то время рыцарские романы (с 1508 по 1603 год в Испании их появилось 120, далеко не равнозначных по художественным достоинствам).

Однако из истории рыцаря-идеалиста роман превратился в изображение широкой панорамы жизни испанского народа конца эпохи Возрождения. При этом читатели как-то не замечают, что в «Дон Кихоте» присутствует 669 действующих лиц. Такое количество персонажей мы встречаем лишь в объемном и многогранном романе Льва Николаевича Толстого «Война и мир».

Однако все действующие лица "Дон Кихота" несут определенную смысловую нагрузку, и каждый по-своему оттеняет и дополняет образ главного героя — странствующего рыцаря, идальго Дон Кихота. Уже много позже в литературе появится немало образов чудаков, наделенных особым чувством сострадания к ближнему, которые тем самым будут отличаться от общепринятых норм. Похожего чудака изображает Чарльз Диккенс в образе мистера Пиквика («Записки Пиквикского клуба»), точно такими же чертами наделен и Тартарен в романе А. Доде «Тартарен из Тараскона». Так донкихотство переживет свой век и станет явлением, распространенным не только в литературе, но и в жизни.

Что же касается образа народного героя, то он, конечно же, представлен в романе Санчо Пансой. А позже его «преемниками» станут Тиль Уленшпигель у Шарля де Костера («Легенда об Уленшпигеле»), Швейк в романе Ярослава Гашека «Жизнь и приключения бравого солдата Швейка» и другие. Правда, Сервантес тоже не сам придумал этого героя, а лишь использовал черты образа весельчака и пройдохи Ласарильо, действующего на страницах народного плутовского романа «Приключения Ласарильо с Тормеса».

Роман о Дон Кихоте вошел в историю мировой культуры как одно из самых замечательных произведений эпохи Возрождения. В нем много художественных находок — блестящий язык, яркие характеристики и, конечно же, оригинальная композиция, в которой соединяется структура рыцарского романа с многочисленными новеллами, распространенными в сборниках эпохи Возрождения (Джованни Боккаччо, Ф. Саккетти). Многие эпизоды романа, например рассказ об освобождении каторжников, навеяны личными впечатлениями писателя. Другие — рассказ о поединке с мельницами — сложились на основе народных анекдотов о рыцарях.

Мигель Де Сервантес Сааведра прожил сложную и удивительно насыщенную событиями жизнь. И умер он в один и тот же день, что и другой великий гуманист — знаменитый английский писатель Шекспир.