Моэм, Уильям Сомерсет

(1874-1965) английский прозаик и драматург

Предки Моэма были ирландцами, но давно уже переселились в Англию и считали ее своей родиной. Будущий писатель был младшим сыном адвоката Роберта Ормона Моэма и родился в Париже, где его отец в то время работал в английском посольстве. Как раньше, так и сейчас дети часто выбирают профессию своих родителей. Очевидно, Уильям Моэм мог бы стать адвокатом, как его отец и крестный, Генри Сомерсет Тодд, в честь которого мальчика и назвали. Он был секретарем Британского общества адвокатов, а также издавал журнал «Юридическое обозрение», получив за свою деятельность звание отца демократической журналистики. Но Моэм выбрал другой путь, который тоже, кстати, продолжал семейные традиции. Его бабушка по матери миссис Шелл сочиняла романы и в свое время была известной детской писательницей.

Уильям Сомерсет Моэм рано остался сиротой. В возрасте восьми лет он потерял мать, умершую от туберкулеза. Через два года умер отец, и мальчика отправили в Кент к дяде Генри Макдональду Моэму, который надеялся, что он станет священником.

Уильяма Моэма отдали в Королевскую школу в Кетберри. Ему там пришлось нелегко: ведь он рос во Франции и английский язык знал плохо. К тому же после смерти матери мальчик стал заикаться, и одноклассники дразнили его. Моэм считался одним из самых сильных учеников, он хорошо рисовал, любил музыку, много читал, увлекался философией. В Кетберри он проучился до 16 лет, потом заболел туберкулезом, и его отправили на лечение в Гейдельберг. Там он провел девять месяцев и там же начал писать свое первое литературное произведение — биографию итальянского композитора Мейербера, которую, правда, так и не опубликовал.

Первое время Уильям Моэм жил на доходы от отцовского поместья, которые составляли всего 150 фунтов. Он и сам попытался вести дела, но денег все равно не хватало. Пройдут годы, прежде чем Моэм избавится от материальных трудностей, обретет достаток и надежную профессию.

В 1892 году он стал студентом-стажером в лондонском госпитале святого Томаса. Во время практики ему приходилось лечить людей в лондонских трущобах, видеть нищету и страдания. В 1897 году Уильям Моэм получает диплом и заканчивает свой первый роман «Лиза из Ламбета», в котором отразились его впечатления молодого врача.

Публике роман понравился, и начинающий писатель решил отправиться в путешествие за новыми впечатлениями. Он побывал в Испании, в Италии и с тех пор путешествовал постоянно. Моэм передвигался на пароходах, автомобилях, часто ходил пешком. Он познавал мир и людей, а полученные впечатления описывал в своих произведениях. В 1946 году он даже учредил специальную награду для молодых новеллистов, чтобы они тоже могли путешествовать и узнавать мир.

Уильям Сомерсет Моэм был плодовитым писателем: за десять следующих лет он написал десять романов, каждый из которых по-новому раскрывал его творческое дарование. Правда, он большей частью использовал уже сложившиеся литературные формы, но тем не менее его сюжеты всегда привлекали читателей. При этом Моэм осознавал свою роль в литературе, и если называл себя крупным писателем, то только второго плана.

Произведения Уильяма Моэма отличали лаконизм и напряженность действия. Особенно удачно он описывал человеческую психологию.

Один из своих романов, «Герой» (1901), Моэм посвятил судьбе человека, прошедшего через англо-бурскую войну. Здесь писатель впервые выступил как противник любой войны.

Еще в юношеские годы Уильям Моэм увлекался театром Г. Ибсена. В начале XX века он пытался создать свой театр, но, как позже признавался, писал свои пьесы ради денег. Поэтому и делил их на коммерческие и серьезные. Но его комедии, которые он писал ради денег, привлекали людей не меньше, чем серьезные произведения.

Правда, эти пьесы Моэма не все вошли в его собрание сочинений, поэтому сейчас о них мало что известно. Но в свое время они пользовались популярностью, поскольку автору удалось очень красочно представить современную действительность, высмеять комические стороны английской жизни. Не случайно в 1908 году на сценах разных лондонских театров шло сразу четыре пьесы Моэма. Успех принес и материальную независимость.

Теперь Уильям Сомерсет Моэм вновь возвращается к своему собственному автобиографическому опыту. Сразу после «Лизы из Ламбета» он создает роман «Артистический темперамент Стивена Кэри», который был отвергнут всеми издателями.

На его основе Моэм пишет роман «Бремя страстей человеческих» (1915), где использует распространенную для того времени форму романа-воспитания. Но в отличие от героев Теккерея или Диккенса, герой Моэма не достигает материального и духовного благополучия.

Во время Первой мировой войны, Уильям Моэм служил в автосанитарной части Красного Креста во Франции. Потом в качестве секретного агента работал в Швейцарии.

Через год он оказывается в России, в Петрограде, где должен был сделать все возможное, чтобы предотвратить русскую революцию. Позже Моэм писал в своей книге «Подводя итога» : «... Я не прошу мне верить, что, если бы меня послали в Россию на полгода раньше, я бы, может быть, имел шансы добиться успеха. Через три месяца после моего приезда в Петрограде грянул гром, и все мои планы пошли прахом».

Впоследствии писатель расскажет о своей работе в разведке в романе «Эшенден» (1928).

Россия произвела на Моэма огромное впечатление еще и потому, что он хорошо знал русскую литературу и очень любил творчество Толстого, Достоевского и Чехова.

В конце войны Уильям Моэм снова едет на лечение в туберкулезный санаторий. Вернувшись оттуда, он отправляется в путешествие на Таити и Ближний Восток. В результате накопленных впечатлений появилась пьеса «К востоку от Суэца» (1922).

Моэм посвятил несколько произведений людям искусства, которых хорошо знал, многих любил, да и сам был из их среды. Роман «Луна и грош» (1919), открывший трилогию о людях искусства, был посвящен судьбе неординарного художника. Своеобразным его продолжением стал роман «Цветной покров» о судьбе ученого (1925) и, наконец, «Театр» (1937) о судьбе актрисы.

В 1928 году Уильям Моэм покупает виллу на юге Франции и с тех пор подолгу живет там. Лучшим произведением, написанным до Второй мировой войны, считается роман «Пряники и эль» (1930), пронизанный острой сатирой на современное общество, к которому писатель всегда относился с известным скептицизмом. Он считал, что живет в мире, который катится в пропасть. Может быть, поэтому многие его герои горят желанием противостоять обстоятельствам, вырваться из рутинного, обыденного существования и нередко погибают в поисках выхода.

Трагичность мироощущения отчасти объясняется и сложной личной жизнью писателя. В 1917 году Моэм женился на миссис Сирии Велком, которая была на 26 лет его старше. Еще раньше, в 1915 году, он удочерил ее ребенка. Но их брак оказался неудачным и распался в 1927 году. Известны и гомосексуальные контакты писателя.

Во время Второй мировой войны Моэм вновь работает в качестве секретного агента, он отправляется в Америку, где проводит шесть лет, с 1940 по 1946 год. В это время его снова одолевают мистические настроения, которые нашли отражение в романе «На острие бритвы» (1945). Вскоре он написал и сценарий по этому роману, за который получил картину Матисса, пополнив свою и без того богатую коллекцию, состоявшую из полотен Боннара, Гогена, Леже, Моне, Писсарро, Ренуара.

В послевоенные годы Моэм больше занимался рассказами, некоторые из них, в том числе «Квартет», были экранизированы. Широкую известность приобрели и мемуары писателя — «Подводя итоги» (1938), «Записные книжки литератора» (1949), «Точки зрения» (1958) и «Взгляд назад» (1963).

Уильям Сомерсет Моэм стал писателем исключительно благодаря своему трудолюбию. Не случайно существенное место в его творческом наследии занимают статьи о писательском ремесле, об искусстве рассказчика, о творчестве близких ему писателей — Генри Филдинга, Дж. Остин, Чарльза Диккенса, Г. Флобера, Федора Михайловича Достоевского.

Уильям Моэм прекрасно знал свою аудиторию, умел ее заинтересовать, поэтому его произведения пользовались большим спросом. За шестьдесят лет жизни писателя было продано более 40 миллионов экземпляров его книг. Такой известности не знал ни один из его современников.