Лермонтов Михаил Юрьевич

(1814-1841) великий русский поэт, прозаик, драматург

«Нигде нет пушкинского разгула на пиру жизни, но везде вопросы, которые мрачат душу, леденят сердце. Да, очевидно, что Лермонтов — поэт совсем другой эпохи и что его поэзия — совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества».

Эти впечатления Белинского от стихов Лермонтова наиболее точно характеризуют творчество поэта.

Отцом его был армейский капитан Ю. П. Лермонтов, а мать — М. М. Лермонтова, урожденная Арсеньева, единственная наследница состояния своей матери, Елизаветы Алексеевны, принадлежавшей к влиятельному роду Столыпиных. Брак был заключен по любви, но против воли Елизаветы Алексеевны. Ранняя смерть матери в 1817 году разлучила мальчика с отцом, потому что бабушка забрала к себе ребенка, не разрешив отцу воспитывать его. Она увезла мальчика в свое имение Тарханы, где он и провел детство. Елизавета Алексеевна была женщиной умной, твердой и властной и очень любила своего внука. Она дала ему прекрасное домашнее образование, не жалея денег на хороших учителей. Уже с детства Михаил Юрьевич Лермонтов свободно говорил по-французски и по-немецки, позже Михаил овладел английским и латынью. Кроме изучения иностранных языков он еще занимался живописью, прекрасно играл на скрипке и рояле, замечательно читал стихи.

Склонность к поэзии у юного Михаила Лермонтова проявилась довольно рано. Первые поэтические произведения носили подражательный характер. Но очень скоро можно было заметить, что у начинающего поэта складывается собственный стиль. В литературе Лермонтова привлекал прежде всего Пушкин и русская «байроновская поэма».

В 1828 году Е. А. Арсеньева привозит юношу в Москву, и его зачисляют в Московский университетский Благородный пансион. Но бабушка приглашает еще преподавателей на дом, чтобы внук получил хорошую подготовку для поступления в университет. В 1828—1829 годах Михаил Юрьевич Лермонтов создает несколько «байронических поэм»: «Корсар», «Преступник», «Олег», «Два брата». В 1829 году он задумывает поэму «Демон», над которой будет работать всю жизнь, и она по праву станет вершиной русской романтической поэмы.

В 1830 году Лермонтов поступает в Московский университет. Для молодых людей того времени было характерно стремление осмыслить окружающее с философской, психологической и нравственной точки зрения, противопоставить жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть. Поэтому в поэзии Лермонтова появляется жанр лирического размышления. Он также обращается к балладе, которая позволяла шире использовать многообразие тем и сюжетов. В 1832 году Михаил Лермонтов пробует себя и в прозе, начав писать роман о крестьянской войне 1773—1775 годов под предводительством Пугачева.

В 1832 году он оставляет Московский университет, предполагая продолжить образование в Петербурге. Но там отказались зачесть прослушанные в Москве предметы, и, чтобы не начинать учение заново, Лермонтов поступает в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров. В этом закрытом учебном заведении совсем не было времени для творческой деятельности. Только закончив его в 1835 году, поэт возвращается к литературе и публикует поэму «Хаджи-Абрек», заканчивает драму «Маскарад» и продолжает работу над поэмами «Сашка» и «Боярин Орша». В это же время он начинает работу над романом «Княгиня Литовская».

Имя поэта Лермонтова Михаила Юрьевича стало широко известно русскому обществу в январе 1837 года, в дни гибели Пушкина. В знаменитом стихотворении «На Смерть поэта» Лермонтов выразил боль и негодование целого поколения России и назвал истинных виновников гибели Пушкина. «Смерть поэта» мгновенно распространилась в списках. Михаил Лермонтов был арестован, и в 1837 году началась первая ссылка поэта на Кавказ.

Знакомство и общение со многими интересными людьми помогло понять и определить те социально-психологические признаки своего поколения, которые потом будут обобщены писателем в образе Печорина и в знаменитом стихотворении «Дума».

Как настоящий поэт, Лермонтов в своих стихах говорит о своем времени — мрачной и трудной эпохе 30-х годов XIX века. Он сам был человеком больших требований, высоких идеалов и стремлений, и его творчество было проникнуто духом действия и борьбы.

Герой лермонтовской поэзии — это бесстрашный человек, герой активного действия, которого ничто не могло остановить в стремлении познать мир свободы и счастья.

Но у Лермонтова общественное переплетается с интимным и личным чувством: семейная драма, «ужасная судьба отца и сына», боль неразделенной любви — все это также находит отражение в его творчестве.

Как и других выдающихся поэтов, его волновала тема поэта и поэзии. А для того времени она была соединена со всеми вопросами исторического развития общества. У Михаила Юрьевича Лермонтова складывается стойкий, излюбленный образ: поэт — воин, а поэзия — кинжал. Поэтому он имел полное право сказать о себе, обращаясь к кинжалу:

Да, я не изменюсь и буду тверд душой,

Как ты, как ты, мой друг железный.

Стихотворение «Смерть поэта» стоит в центре политической, философской и любовной лирики Лермонтова. В нем сосредоточены все противоречия эпохи, проходящие через творчество поэта. Автор говорит и о стоне человека от «рабства и цепей», призывает к борьбе с палачами Свободы, Гения и Славы, пророчески предсказывает:

Но есть и божий суд, наперсники разврата!

Есть грозный судия: он ждет;

Он недоступен звону злата,

И мысли и дела он знает наперед.

Тогда напрасно вы прибегнете к злословью:

Оно вам не поможет вновь,

И вы не смоете всей вашей черной кровью

Поэта праведную кровь!

Среди произведений последних лет «Родина» — это стихотворение-исповедь, объяснение в любви к отчизне. В этом замечательном стихотворении Лермонтов создает русский пейзаж который станет как бы эмблемой России и пройдет через всю литературу и живопись:

Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

В лирике поэта вопросы общественного развития соединяются с глубоким проникновением в человеческую душу. Поэтому лирический герой Лермонтова трагичен, но полон сил, мужества, гордости и благородства. Такого слияния человека и гражданина в русской поэзии еще не было, как и не было таких глубоких размышлений над вопросами жизни.

Хлопоты бабушки и друзей сократили кавказскую ссылку, и в январе 1838 года Лермонтов возвращается в Петербург. Три с половиной года жизни в столице были годами его петербургской славы. На него смотрели как на поэтического наследника Пушкина. В эти годы публикуется «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», поэмы «Демон», «Мцыри», роман «Герой нашего времени».

Роман Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» обличал время, рассказывал о его пустоте и ничтожности. Критика обвинила писателя в клевете на современного русского человека. На это Лермонтов ответил особым предисловием ко второму изданию романа (1841). В нем он возражает против отождествления его с образом Печорина и против упреков в надуманности характера главного героя. В предисловии говорится о том, что публика не поняла общественной «иронии», которая была заложена в романе и подчеркнута в заглавии. Лермонтов сетует на «несчастную доверчивость некоторых читателей и даже журналов к буквальному значению слов». Тем самым автор намекает на то, что в романе есть второй смысл, не высказанный им прямо, — это трагедия целого поколения, обреченного на бездействие.

В новелле «Фаталист» Печорин называет себя и свое поколение «жалкими потомками, скитающимися по земле без убеждений и гордости, без наслаждения и страха... неспособными более к великим жертвам ни для блага человечества, ни даже для собственного нашего счастья...»

Причины, по которым Печорин и такие, как он, не могли быть счастливы, Лермонтов видел в «ничтожных спорах за клочок земли или за какие-нибудь вымышленные права».

За участие в дуэли в марте 1840 года Михаил Юрьевич Лермонтов был отправлен в действующую армию на Кавказ. По воспоминаниям очевидцев, он удивлял своей храбростью даже кавказских ветеранов.

Получив двухмесячный отпуск, поэт в феврале 1841 года приезжает в Петербург. Его представили к награде, но Николай I отклонил представление. Лермонтов рассчитывает получить отставку и полностью посвятить себя литературе. Но не получив желаемого, через три месяца поэт возвращается на Кавказ. Он полон творческой активности, в записной книжке уже записаны новые лирические шедевры: «Сон», «Утес», «Они любили друг друга...», «Тамара», «Свиданье», «Листок», «Выхожу один я на дорогу...», «Морская царевна», «Пророк».

В Пятигорске поэт встретил прежних своих знакомых, в том числе товарища по школе юнкеров Н. С. Мартынова. На одном из вечеров в семействе Верзилиных злая шутка Лермонтова задела Мартынова. Ссора повлекла за собой вызов на дуэль. Не придавая значения размолвке, поэт принял его, но твердо решил не стрелять в соперника. 15 июля 1841 года Лермонтов Михаил Юрьевич был убит на дуэли.

Поэт прожил короткую жизнь, и творческая деятельность его продолжалась всего 13 лет. За это время он занял одно из выдающихся мест в русской литературе, завершил развитие русской романтической поэмы и заложил основы русского реалистического романа.