Труссарди, Никколо

(1943-1999) итальянский дизайнер

Знаменитый модельер происходил из семьи потомственных кожевников. Фирма была основана в 1910 г. его дедом Джакомо. После его смерти руководство семейным бизнесом перешло в руки отца Никколо. Наследником являлся старший брат Ник-коло, который по традиции готовился стать главой фирмы. Будущий дизайнер был младшим сыном в семье и хотел заниматься не бизнесом, а наукой. Он изучал экономику в Миланском католическом университете и планировал со временем стать там профессором.

Но судьба его сложилась иначе: после того как старший брат погиб в автомобильной катастрофе, ему пришлось изменить сферу своей деятельности. Он оставил экономику и переключился на изучение тонкостей кожевенной технологии. Никколо понимал, что без основательной подготовки он не сможет стать полноценным руководителем.

Сам дизайнер признавался, что начал с изучения новой методики выделки и отделки кожи, вникая во все детали производства, — так проявились навыки, полученные в университете. Став во главе фирмы, Труссарди создал мощную дизайнерскую группу, затем начал постепенно расширять ассортимент выпускаемой продукции, открыв линию по производству перчаток. Они вошли в разряд роскошных аксессуаров, традиционно изготавливаемых в фирме.

Позже он запустил линию по производству модных аксессуаров для мужчин: бумажников, обуви, ремней, сумок и чемоданов. Они становились изящным дополнением к изделиям, выпускаемым фирмой: ведь в доме Труссарди производится вся верхняя одежда, от джинсов до классических костюмов.

В 1973 г. на изделиях фирмы появляется новая эмблема — бегущая борзая собака. Ее стройный силуэт стал символом элегантности, красочности и неординарности художественных решений.

Труссарди расширил традиционную номенклатуру изделий, впервые освоив производство готовой одежды (прет-а-порте). Она создавалась на основе элитных моделей и предназначалась для покупателей с более скромными средствами. В новую для себя область модельер входил постепенно. Вначале он запустил в продажу серию кожаных жилетов. Когда они стали пользоваться устойчивым спросом, появилась первая коллекция массовых моделей. Позже жилеты стали встречаться практически в каждой коллекции. Освоить массовые модели помогло усовершенствование технологии обработки кожи.

Традиционно изделия фирмы изготавливались из кожи самых различных, в том числе и экзотических животных, не только крокодила, но и питона и серны. Тщательно выделанная замша использовалась для украшения изделий. В коллекции «Зима-2000» появились куртки-ветровки из кожи крокодила.

Благодаря новой технологии Н. Труссарди смог широко использовать недорогое сырье. После специальной обработки обычная кожа приобретала идеальную ровность и шелковистую фактуру поверхности. По внешнему виду изделия из нее не отличаются от дорогих, но стоят намного дешевле.

В начале восьмидесятых годов компания Труссарди начала выпускать все типы одежды — для женщин, мужчин, детей. Особая линия стала производить спортивные вещи.

В доме Труссарди при производстве одежды всегда использовались высококачественные материалы. Специально подбирались ткани с рисунком, часто использовались восточные мотивы. Цветовая гамма отличалась изящными переливами, модный розовый цвет обычно оттенялся аксессуарами и отделкой пастельных тонов. Сам модельер заявлял, что дизайнеру приходится создавать формульную одежду (установленного протокольного типа, в виде традиционного английского костюма), но при этом выбирать неформальные варианты решения задачи. Не случайно Ф. Труссарди представил последнюю коллекцию отца под названием «готовая одежда люкс».

Расширяя сферу применения своей творческой энергии, модельер начинает осуществлять разнообразные дизайнерские проекты: разрабатывает интерьеры для авиационной компании «Алиталия», отделку машин фирмы «Альфа-Ромео», проектирует дизайн телефонов и даже вертолетов. В 1988 г. по рисункам Труссарди изготавливается форма для Олимпийских игр, состоявшихся в Сеуле. Последний проект положил начало развитию еще одной линии, на которой изготавливалась изящная одежда для занятий спортом.

В конце восьмидесятых — начале девяностых годов фирма Труссарди выпустила в продажу новинку — духи с оригинальным запахом. Линия «Аксион» началась с двух ароматов — «Аксион Уомо» и «Аксион Донна», позже к ним добавился «Аксион Спорт».

Последняя коллекция одежды от Труссарди основывалась на изделиях из кожи, к ним добавились пластичные прозрачные материалы. Необычной оказалась и форма в виде вытянутых приталенных силуэтов. Модели Труссарди рассчитаны не на обычную женщину, а на обладательницу роста выше среднего.

Некоторые работы были выполнены Дж. Скоттом, приглашенным в качестве дизайнера для разработок джинсовых и спортивных линий. Он продолжил и эксперименты с линией талии, шедшие в доме моды. Труссарди полагал, что в его одежде следует подчеркивать линию талии, чтобы придать женщине стройность, а силуэту — динамичность.

Стремясь создавать необычные и оригинальные модели, Труссарди ввел в практику приглашение модельеров с разным творческим потенциалом. Дж. Скотт приехал в Париж из Америки на постоянное жительство, до него работал Н. Грегуар, который придумал креповые платья с силуэтом в виде трубы с полупрозрачным тоном и глубоким овальным вырезом. Н. Грегуар также продолжил традиционную для дома Труссарди игру с материалами, предложив ажурные вязаные изделия. Линия талии в этих моделях подчеркивалась специально затягивающимися шнурками.

Однако в доме Труссарди всегда преобладал принцип практичности. Стремясь создавать необычные и оригинальные модели, модельер сочетал превосходный дизайн со сравнительно недорогими материалами. Выбирая неформальные решения, он согласился с остальными модельерами, что в XXI веке мужчины не будут носить галстуки. Но следует продолжать выпускать пиджаки из разных тканей — кожи, сукна, твида, шерсти и бархата.

Модельер считал, что изменения в XXI веке коснутся прежде всего молодежной моды, так как подростки тяготеют прежде всего к новым материалам. Возможно, в коллекциях начнут также доминировать спортивные вещи, которые станут носить в самой разной обстановке.

Автором многих моделей является жена Труссарди. Она занимает должность арт-директора фирмы и руководит разработкой новых модельных линий женской и детской одежды. Кроме того, она является автором оригинальных рисунков для тканей.

Модельер полагал, что, однажды выбрав его стиль, клиент навсегда сохранит верность моделям его дома. Во время Недели моды в декабре 1998 г. он показывал в Москве вещи из коллекций разных лет. Мечту отца об открытии бутика в Москве осуществил его сын Франческо. Магазин открылся в центре Москвы, причем даже мрамор и витрины привезли из Италии.

Труссарди называл свою одежду простой, удобной и функциональной, он не являлся приверженцем минималистского стиля и предполагал, что каждый сможет найти в его магазинах что-то свое, хотя купленная одежда может и относиться к прет-а-порте.

Вкус и предпринимательские способности Н. Труссарди ценились в мире моды и политики. Известно, что поклонником его таланта был Б. Ельцин. Но судьба распорядилась так, что Труссарди ушел из жизни в расцвете своих творческих сил. Трагическая гибель видного модельера сразу же привлекла внимание как деловых кругов, так и общественности многих стран. Вероятно, любитель быстрой езды не справился с управлением, возвращаясь домой.