Темирканов Юрий Хатуевич

(род. в 1938 г. ) русский дирижер

Темирканов Юрий Хатуевич родился далеко от столицы, в г. Нальчике (по другим сведениям — в кабардинском горном ауле Зара-геж). Его отец Хату Сагитович Темирканов был членом первого Кабардино-Балкарского совнаркома, а во время войны руководил партизанским отрядом, был захвачен фашистами и казнен. Уходя на фронт, он просил дать всем своим детям музыкальное образование. Завет отца был выполнен. Старший брат Юрия стал художником, сестра — певицей, а второй брат Борис — главным дирижером Кабардинского оперного театра.

Юрий, младший из четырех детей, учился в Нальчике и одновременно занимался в музыкальной школе. В 1953 году по совету учителей мать отвезла сына в Ленинград, где его приняли в музыкальную школу при Ленинградской консерватории по классу скрипки и альта.

Закончив школу, Юрий Хатуевич Темирканов продолжил обучение, но уже на третьем курсе увлекся дирижированием и начал заниматься в классе у известного педагога И. Мусина, хотя и не решился полностью сосредоточиться на дирижерском искусстве. Только в 1961 году, закончив консерваторию по классу альта, он вновь начинает учебу у Мусина и через пять лет получает вторую специальность — дирижера.

Еще студентом пятого курса Темирканов побеждает на Втором всесоюзном конкурсе дирижеров. С тех пор его карьера развивается по нарастающей.

После окончания консерватории его приглашают в Малый театр оперы и балета. Уже первая постановка оперы Джузеппе Верди «Травиата» показала, что Юрий Темирканов является сложившимся мастером, обладающим своим стилем и почерком. Он постепенно реформировал репертуар театра, превратив его в самый популярный вокальный коллектив Ленинграда. Но через два года Темирканов оставляет театр — его назначают главным дирижером симфонического оркестра Ленинградской филармонии, где он работает вместе с Е. Мравинским.

Через восемь лет, в 1976 году, Юрий Хатуевич Темирканов становится главным дирижером Театра оперы и балета имени С. Кирова. Несмотря на занятость, он не оставляет симфонический оркестр и сочетает руководство двумя крупнейшими коллективами Ленинграда.

В Кировском театре Темирканов вводит существенные изменения в репертуарную политику, начиная осваивать современную музыку, собрав команду единомышленников: художника И. Сумбаташвили, балетмейстеров Н. Касаткину и В. Василёва. Он ставит оперу А. Петрова «Петр I», балет «Пушкин» и оперу «Маяковский начинается».

Эти постановки стали своеобразной подготовкой к работе над оперой Р. Щедрина «Мертвые души» на сцене Большого театра вместе с Б. Покровским и художником В. Левенталем. Приглашение Юрия Темирканова свидетельствовало о его авторитете интерпретатора современной музыки.

Однако он не оставлял и оперную классику. В 1982 году он поставил на сцене Мариинского театра своеобразную пушкинскую сюиту — оперы «Евгений Онегин» и «Пиковую даму».

Юрий Темирканов впервые выступил в новой работе не только как дирижер, но и как оперный режиссер, стараясь раскрыть те стороны музыки П. Чайковского, которые традиционно игнорировались постановщиками.

В 1988 году Юрий Хатуевич Темирканов уходит из театра — после смерти Евгения Александровича Мравинского коллектив симфонического оркестра единогласно избрал его художественным руководителем. Ему пришлось приложить немало усилий для поддержания хорошей творческой формы коллектива: приходилось обновлять репертуар, знакомить слушателей с неизвестными произведениями мировой классики. Оркестр регулярно выезжал на зарубежные гастроли.

Параллельно Темирканов работает с иностранными коллективами. Еще в 1978 году он стал приглашенным дирижером Королевского симфонического оркестра в Лондоне. Через некоторое время дирижер поднял заурядный коллектив на принципиально иной творческий уровень, и когда в оркестре освободилось место главного дирижера, руководство предложило занять его Темирканову. Он согласился и стал совмещать работу в России и в Европе.

Позже на паритетных началах Юрий Темирканов стал осуществлять руководство Копенгагенским, Филадельфийским, Бостонским оркестрами. С 2000 года он становится главным дирижером Балтиморского оркестра.

Несмотря на занятость, Темирканов не оставляет и режиссерскую работу. Одна из его последних постановок — опера Петра Ильича Чайковского «Евгений Онегин», осуществленная в 1998 г. в Сан-Франциско. Спектакль был тепло принят публикой и демонстрировался на ведущих сценах страны.

Критики считают, что Юрий Хатуевич Темирканов является последним из дирижеров-академистов. Он крайне сдержанно относится к музыкальным новациям, полагая, что любое новшество следует проверять временем. Главным качеством его творчества является уравновешенность стиля, чувство соразмерности всех компонентов спектакля — музыки, дирижирования, костюмов, оформления. Возможно, поэтому постановки Темирканова пользуются особым успехом зрителей.