Светланов Евгений Федорович

(род. в 1928 году) русский дирижер и композитор

Среди музыкантов нашего времени Евгений Федорович Светланов занимает особое место. Он не только великолепный дирижер, но и не менее одаренный пианист и прекрасный композитор. Кроме того, он пишет стихи, сочиняет тексты к собственным романсам и прекрасно читает стихи других авторов. Им даже записаны несколько пластинок. Как бы в доказательство давно известной истины, что талантливый человек талантлив во всем, Светланов однажды выступил и как журналист, написав очерк о футбольном матче. Но главным делом всей его жизни, безусловно, является музыка.

Она стала составной частью его духовного мира с первых лет жизни. Евгений родился в музыкальной семье. Отец его был оперным певцом, солистом Большого театра, мать — артисткой миманса. Уже в семь лет Евгений впервые вышел на сцену, исполнив роль казачонка в опере И. Дзержинского «Тихий Дон». А в годы войны начал работать в мимическом ансамбле Большого театра вместе с матерью. По-видимому, тогда мальчик и «заболел» сценой.

После окончания школы Евгений поступил в музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Его педагогом была М. Гурвич, ученица известного русского композитора Н. Меттнера.

Закончив в 1951 году институт, Евгений Светланов продолжил образование в Московской консерватории, причем сразу на двух отделениях — композиторском и дирижерском. Наставниками его были такие известные музыканты, как А. Гаук и Г. Нейгауз. Правда, уже после второго курса он оставил занятия в классе Нейгауэа, поскольку понял, что работа под руководством Гаука требует полной отдачи.

Отметим, что одновременно с дирижированием, Евгений Светланов занимался композицией в классе, которым руководил известный русский композитор Ю. Шапорин.

На четвертом курсе по рекомендации А. Гаука, Светланов становится дирижером-ассистентом Большого театра. Он считает, что работа с профессиональным оркестром стала для него подлинной школой, равной всему остальному образованию.

Дипломную работу молодой музыкант также готовил нетрадиционно: вместо того чтобы выступить со студенческим оркестром консерватории, он подготовил концертную программу с Большим симфоническим оркестром Всесоюзного радио. Весной 1955 года Евгений Светланов выступил с большим концертом, который и был зачтен как защита дипломной работы.

Первые годы в Большом театре он работал дирижером филиала. Именно там в 1955 году состоялся его дебют: он возобновил оперу Николая Римского-Корсакова «Псковитянка». Но первой по-настоящему самостоятельной работой стала постановка оперы Н. Римского-Корсакова «Царская невеста». На сей раз Светланову пришлось выступать и в роли режиссера, поскольку никто, кроме него самого, не сумел бы реализовать его трактовку этого произведения.

Последней работой Евгения Федоровича Светланова в филиале Большого театра стала постановка оперы Петра Чайковского «Чародейка». Он осуществил ее вместе с художником Ф. Федоровским. После премьеры «Чародейки» Светланов начинает работать на основной сцене Большого театра. Там он дирижирует не только в операх, но и в балетах. Его первым спектаклем становится постановка «Раймонды» А. Глазунова. Это также был весьма трудный спектакль, поскольку до него балетом дирижировал Ю. Файер.

За пять лет работы в Большом театре Евгений Светланов поставил ряд современных балетов и опер. С самого начала он стремился познакомить зрителей с неизвестными им произведениями. В частности, впервые вынес на сцену Большого театра балет Игоря Стравинского «Весна священная». Еще до его постановки Светланов исполнил музыку этого балета на сцене Большого зала Московской консерватории.

Подлинным триумфом дирижера стали его выступления во время гастролей Большого театра в Милане на сцене прославленного театра «Ла Скала». После неожиданной кончины выдающегося дирижера А. Мелик-Пашаева Светланову за короткий срок пришлось осваивать весь классический оперный репертуар — «Войну и мир», «Пиковую даму», «Бориса Годунова», «Садко», «Князя Игоря».

Хотя творческая жизнь Евгения Светланова складывалась вполне успешно, он вскоре понял, что театральное дирижирование не является его призванием. И в 1965 году Светланов покидает Большой театр, чтобы стать дирижером и художественным руководителем Государственного симфонического оркестра СССР. В этом коллективе он и проработал большую часть своей жизни.

Практически Евгений Федорович Светланов создал оркестр заново. Он начал с тщательного подбора музыкантов, поскольку работать с полной творческой отдачей мог только с единомышленниками. Много усилий он также затратил на организацию постоянных выступлений оркестра как на родине, так и за ее пределами. Кроме того, Светланов впервые ввел в практику работы своего коллектива так называемые исторические концерты для юношества, во время которых исполнялись редкие и незаслуженно забытые произведения. Одной из первых работ дирижера стала запись музыки оперы-балета Римского-Корсакова «Млада». С нее началось сотрудничество Евгения Светланова с фирмой «Мелодия». За последующие три десятилетия дирижер осуществил практически полное собрание записей русской симфонической музыки. При этом предпочтение отдавалось редким и забытым произведениям. Эта уникальная антология выпускалась одновременно фирмой «Мелодия» и французской компанией «Патэ-Маркони». Еще в 1969 году за запись всех симфоний Чайковского Светланов получил «Гран-при» французской Академии грамзаписи, а чуть позже — высшую голландскую награду — «Приз Эдисона».

Записи уникальной антологии стали вершиной творчества Евгения Светланова, они были осуществлены после долгой подготовки монографическими циклами концертов, вечерами в Большом зале консерватории. Одновременно Светланов работал и над другим циклом — «Избранные шедевры западноевропейской музыки». Он собрал лучшие произведения всех эпох и стилей — Баха и Генделя, Вагнера и Берлиоза, Сен-Санса и Россини, Штрауса и Брукнера, Малера и Хиндемита, Дебюсси и Равеля. Этот перечень можно продолжать и продолжать. И для каждого произведения Светланов находил свое решение. В основе его метода — проникновение в стиль определенной эпохи и одновременно видение старинной музыки глазами человека XX века.

Оркестр Евгения Светланова стал настоящей школой для многих музыкантов. Например, его питомцами являются участники ансамбля «Виртуозы Москвы». Светланов говорил, что уход каждого музыканта он переживал так же сильно, как потерю любимой женщины. Ведь оркестр для дирижера — его любимое дитя, которое он выпестовал своими руками.

В настоящее время, Евгений Федорович Светланов работает сразу с несколькими оркестрами. Он является главным дирижером королевского оркестра Нидерландов и Лондонского симфонического оркестра.

Вероятно, из-за того, что большую часть времени Светланов проводил за рубежом, музыканты оркестра посчитали, что он уделяет мало внимания своему коллективу. В результате конфликта, Евгений Светланов покинул оркестр.

Личная жизнь музыканта складывалась не очень удачно. Сам он считает счастливым только свой третий брак. Любимые увлечения знаменитого музыканта — прослушивание грамзаписей и футбол, хотя играть ему врачи сейчас запретили. В 1975 году Евгений Федорович Светланов перенес тяжелую болезнь и, как сам говорит, «побывал на том свете». Но вернулся, потому что многое на земле еще не успел сделать.