Цирк

КИО

(настоящая фамилия — Гиршфельд-Ренард)

Эмиль Теодорович

(1894-1965)

Эмиль Эмильевич

(род. в 1938 г.)

Игорь Эмильевич

(род. в 1944 г.) семья цирковых артистов-иллюзионистов

Эмиля Теодоровича Кио называли королем фокусников. Газеты многих стран мира так писали о его аттракционе: «Кио — загадка XX века» (Япония); «Если вы хотите убедиться, что чудеса существуют, идите на гастроли Кио» (Дания). «То, чего никогда не видели варшавяне», — утверждали газетные заголовки в Польше.

Всемирный клуб фокусников в Лондоне поставил его имя первым на красной Доске почета. Международная ложа артистов театров-варьете и цирка в Копенгагене в 1961 году присудила ему золотую медаль. Последние двадцать пять лет медаль не вручалась никому, а до этого ею обладали знаменитый итальянский жонглер Энрико Растелли, английский клоун Чарлз Ривельс и воздушный гимнаст Кодона.

Во время гастролей Кио воздушные шары поднимали в голубое небо Осаки замысловатые японские иероглифы и три русские буквы — К, И, О. Дамаск изнывал в очередях у цирковых касс. В Копенгагене за кулисы цирка Шумана ему принесли записку от знаменитого карикатуриста, автора известных всему миру шаржей: «Уважаемый господин Кио! Вы самый популярный артист, который когда-либо был в Дании. Пожалуйста, помогите достать билетик. Херлуф Бидструп».

В 1959 году в Лондоне Э.Т.Кио увидел энциклопедию всех фокусников мира. Ее авторы собрали и объяснили секреты 6000 трюков. Лишь под одним рисунком, на котором был изображен гимнаст, взбирающийся по внезапно поднявшемуся с земли и застывшему в воздухе наподобие змеи канату, вместо объяснения стояла подпись: «Этот фокус никто никогда не делал и делать не будет». Через три года Э.Т. Кио поставил этот трюк.

А начиналось все весьма обыкновенно. С 1917 г. будущий фокусник работал актером в Театре миниатюр в Москве, затем был униформистом, берейтором, администратором в цирке А.Чинизелли в Варшаве.

Как иллюзионист он стал выступать на эстраде с 1921 года. Тогда и появился псевдоним Кио, впоследствии ставший фамилией. Рассказывают, что фокусник придумал его, увидев вывеску «Кино», в которой не горела одна буква. Ему понравилось короткое звучное слово, в котором было что-то таинственное и вместе с тем праздничное.

Кио начал с исполнения традиционных номеров («Омоложение», «Человек-молния») на аппаратуре, которую он приобрел у фирмы Конради-Хорстера в Берлине. С 1932 года Кио начал работать в цирке.

Вначале он придавал своим номерам восточный колорит и таинственность: выходил в чалме, часто менял костюмы по ходу представления. Его окружали многочисленные ассистенты (на одной из афиш число их фамилий доходило до 75). Каждый номер имел яркое, декоративное оформление.

С течением времени Кио понял, что необходимо искать новые творческие пути. Поэтому он постепенно отходит от подчеркнуто яркого стиля. Через некоторое время фокусник реконструирует популярный иллюзионный номер «Девушка в воздухе» и придает ему комедийную окраску. Вместо изящной девушки, которая якобы под воздействием гипноза повисала в воздухе без всякой опоры, в номер был введен клоун А.Юсупов, а позднее — К. Бергман.

Артист отказался и от экзотического костюма. Он выходил на арену во фраке, держался непринужденно, поддерживал контакт со зрительным залом. Постепенно Кио стал вносить в свои номера элементы актуальной общественно-политической тематики, став первым фокусником-сатириком. Так появился «Наш ответ интервентам».

В годы Великой Отечественной войны Кио создал сатирико-иллюзионный номер «Фриц идет на войну». После 1947 года он вместо отдельных номеров стал создавать своеобразные ревю — целостные иллюзионные представления, в которых некоторые номера носили злободневно-сюжетный характер, как, например, «Ангел мира», «Голова некоего культурного джентльмена», «Голова с Уоллстрита» или «Домик на окраине Парижа» и бытовая сценка «Бракодел».

В это же время Кио реконструировал ряд трюков, обогативших иллюзионный жанр. Среди них — «Индийский канат», «Девушка и лев». Эти фокусы основаны на особенностях работы человеческого глаза и точном знании законов механики.

Кио демонстрировал свои программы артистично, в четком темпе, быстро переходя от трюка к трюку. Лучшие работы готовились в творческом содружестве с крупнейшими режиссерами советского цирка Б.Шайхетом и А.Арнольдом, художниками А. Судакевич и В.Рындиным. Каждый номер Кио основан на точнейшем инженерном расчете, знании особенностей оптики и зрительного восприятия.

Над окошечками касс Архангельска и Риги, Владивостока и Киева, Сочи и Минска, когда туда приезжал Кио, неизменно появлялись объявления: «Все билеты проданы». Он мог одной и той же программой открыть и закрыть сезон в Москве и дать подряд 223 аншлага в Ленинграде. Кио не терпел пустующих кресел в зале. В молодости, когда зрители его еще не знали, перед третьим звонком артист подходил к кассе и, скупив оставшиеся билеты, раздавал их толпившимся у входа мальчишкам.

Люди ломали голову над загадками его трюков. Одна из токийских газет призвала на помощь физиков, кибернетиков и гипнотизеров, чтобы ответить на вопрос: «Как Кио делает свои фокусы?» А между тем секреты были предельно просты, и самыми опасными зрителями он считал (между прочим, так думают вообще все иллюзионисты) поднаторевших в выдумках мальчишек. Это они по-своему расшифровали его случайно родившийся псевдоним: «Как интересно обманывать».

Кио никогда и не скрывал того, что обманывает, и демонстрировал свои чудеса с легкой, чуть ироничной усмешкой. Он великолепно управлял залом, заставляя людей искать секреты там, где их не было, глубокомысленно тушил свет, когда фокус, по сути, был уже сделан, сбивал внимание зрителей ошеломляющим темпом. Внешне его фокусы выглядели достаточно просто, но за этой простотой всегда скрывался сложный, тщательно отлаженный механизм.

Замыслы новых фокусов, как вспышка молнии, озаряли его у газетных витрин, в очереди к телефону-автомату, в сутолоке железнодорожных вокзалов. Потом долгими месяцами над этими замыслами вместе с ним ломали головы и копья инженеры, конструкторы и режиссеры. Так, для номера с переодеванием, который идет всего полторы минуты, Кио понадобилось работать полтора года.

Ближайшим помощником и ассистентом иллюзиониста была его жена — Е. Ренард-Кио. Маэстро гастролировал по Румынии, Египту и Сирии, Англии и Дании, Японии, Польше, Венгрии.

Сегодня цирковую династию Кио продолжают его сыновья — Игорь и Эмиль.

Эмиль Эмильевич Кио окончил Московский инженерно-строительный институт им. В.В.Куйбышева. В цирке стал работать с 1961 года. Вначале участвовал в иллюзионном аттракционе отца, а с 1966 года выступает самостоятельно со своей партнершей Элеонорой Болеславовной Прохницкой. Продолжая традиции отца, Эмиль Кио работает над сохранением его лучшего репертуара, а также создает новые номера и трюки.

Творческое наследие отца продолжает и его младший сын Игорь Эмильевич Кио. Он с детства колесил по стране вместе с отцовским аттракционом. Пятилетним мальчуганом выходил на манеж, одетый под лилипута, и видел, как готовятся все трюки. Поэтому и выбор профессии у него был предрешен. С 1959 года Игорь начал выступать с отцом, а с 1966 года работает самостоятельно. Он тоже использует многое из репертуара отца, но занимается также созданием оригинальных фокусов. В 1970 году Игорь Кио получил приз Оскара в Брюсселе.

Братья Кио много гастролировали и за рубежом: Эмиль Эмильевич — по Мексике и Кубе; Игорь Эмильевич — по Канаде, США, Японии. Их девизом могут стать слова: «Не важно, что ты показываешь, важно — как показываешь».

Несколько лет назад Игорь Кио ушел из госцирка и теперь выступает с собственным иллюзионным шоу. Ему помогает жена, которая начинала как одна из ассистенток в его номере. Дочь Кио также связала свою судьбу с цирком. Правда, вначале она была дрессировщицей. В номер к Кио ее переманил муж, который является балетмейстером-постановщиком. Он организовал балетный ансамбль, солисткой которого и является его жена. Так что теперь во время представления на арене работает вся семья.

Игоря Кио также не устают спрашивать, как все-таки он делает свои фокусы. Особым вниманием пользуется знаменитое распиливание женщины. Этот фокус очень зрителей, потому что основан на использовании системы зеркал и слаженной работе всей труппы. Как говорит сам Кио, для того, чтобы он удавался, «надо располагать достаточным количеством женщин».

У Игоря Кио уже появился ученик — Игорь Кукес, вместе с которым маэстро организовал большое иллюзионное шоу.