Ситроен, Андре

(1878-1935) французский предприниматель

Андре Ситроена называют лицом индустриального века. История созданной им автомобильной империи отразила тот путь, которым прошла мировая промышленность в период между двумя мировыми войнами.

Хотя в течение всей своей жизни знаменитый промышленник продолжал поддерживать миф о человеке, добившемся всего только благодаря собственному трудолюбию и проявленной настойчивости, состояние семьи позволило ему начать собственное дело. Андре Ситроен происходил из семьи потомственных торговцев алмазами, его отец был хозяином фирмы, история которой перевалила за три века. Мать Андре была дочерью ювелира. Когда мальчику исполнилось пять лет, отец покончил жизнь самоубийством из-за постоянных угроз со стороны кредиторов. Однако материально семья не пострадала, поскольку бизнес сразу же перешел в твердые руки матери Андре и ее брата.

Андре оказался младшим из пятерых детей, он получил традиционное образование для отпрыска из влиятельной еврейской семьи. Получив домашнее образование, он затем обучался в религиозной школе, а потом поступил в Политехническую школу. Ситроен учился на юридическом отделении, которое готовило будущих правительственных чиновников. Впоследствии завязавшиеся здесь связи помогали предпринимателю решать сложные проблемы.

Закончив обучение, Андре Ситроен не стал продолжать семейное дело. Вместе со своими друзьями, сыновьями крупного торговца алмазами Ж. Энсена, он организовал собственную фирму по производству запасных частей для паровозов. Уже за первый год работы компаньоны смогли получить прибыль, позволившую им приобрести собственный завод. Изучив рынок, Андре Ситроен предложил перепрофилировать его на производство зубчатых шестеренок. В то время французские промышленники закупали подобную продукцию на заводах в Австро-Венгрии. Огромный спрос на шестеренки позволил предпринимателям наращивать производство, и через полтора года завод Ситроена становится ведущим производителем шестеренок во Франции. Тогда и появился «двойной шеврон» — ставшая позже знаменитой эмблема фирмы в виде двух сцепленных зубьев шестерни.

Организуя свое первое дело, Андре Ситроен впервые использовал принцип, к которому впоследствии прибегал неоднократно. Он обратил внимание на все новшества, которые существовали в данной области. В отличие от конкурентов, он постарался использовать их на практике. Другие же предпочитали выжидать.

Стремясь выгодно вложить полученную прибыль, Ситроен приобрел находившийся по соседству небольшой цех по производству автомобилей, принадлежавший братьям Морс. Ознакомившись с работой завода, Андре начинает решительно реформировать производство, посылает группу инженеров на заводы Форда в США. Они используют полученные знания для изменения производства по американским образцам.

Андре Ситроен создает систему цехов, в каждом из которых производит какую-то часть будущего автомобиля. Сборка осуществлялась на главном конвейере, куда ритмично поступали детали из цехов. Благодаря разделению труда Андре Ситроену удается повысить количество выпускаемых машин. Начиная с 1908 г. предприниматель становится лидером французской автомобильной промышленности.

Используя свои связи в промышленном и финансовом мире, Ситроен смог собрать огромный капитал, который направил на развитие производства автомобилей. Он построил завод, оснащенный по последнему слову техники, рядом с ним разместил научный отдел, ставший первым в мире автомобильным исследовательским центром. В нем работала группа конструкторов, занимавшихся усовершенствованием автомобилей, выпускаемых компанией Андре Ситроена. Рекламируя свои изделия, предприниматель выступает с инициативой создания автомобильного клуба Франции (АКФ). Членами объединения являлись основные производители автомобилей и предприниматели другого профиля: владельцы ресторанов, гостиниц, крупные финансисты. АКФ становится инициатором упорядочивания рекламных кампаний и создает единую сеть торговли автомобилями.

Последовательно развивая свой бизнес, Андре Ситроен не боялся совершать и рискованные операции. Он планировал расширение производства и даже добился разрешения на строительство сборочного завода в США. Однако начавшаяся Первая мировая война не позволила осуществиться планам предпринимателя. Он должен был начать выпуск вооружения и снарядов. Тем не менее Ситроен не стал останавливать производство автомобилей, а лишь законсервировал его. Рядом со своими заводами он строит корпуса нового предприятия, где и производятся снаряды. В едва обустроенных помещениях уже в 1915 г. выпускаются первые партии боеприпасов. Благодаря отработанной системе разделения труда быстро наращиваются объемы производства, и к концу 1915 г. на заводах Андре Ситроена производят более 10 тысяч снарядов в день.

К середине 1916 г. на заводах фирмы в разных городах Франции выпускают первый миллион снарядов. Постепенно Ситроен становится ведущим производителем снарядов среди стран Тройственного союза. К началу 1918 г. он становится владельцем консорциума — объединения заводов, производивших различные виды боеприпасов.

После окончания войны Андре Ситроен продает часть своих заводов правительству и одновременно начинает реконструкцию предприятий. На парижском заводе Ситроен начинает производить велосипеды по лицензии, купленной у фирмы «Пежо». Стремясь помочь восстановлению сельского хозяйства, в начале 1919 г. он выпускает серию мини-тракторов, предназначенных для работы на огородах и виноградниках. Но основное внимание предприниматель по-прежнему уделяет выпуску автомобилей.

Конструкторы совершенствуют модели, выпускавшиеся до войны. Впервые в мире на заводах Андре Ситроена производят автомобиль с несущим штампованным кузовом. Отсутствие тяжелой рамы создает новые условия для размещения агрегатов, автомобиль превращается в удобный, просторный и безопасный экипаж. Стремясь сделать его более комфортным и удобным для пассажиров, инженеры применяют мягкую подвеску мотора. Благодаря системе подушек, гасящих вибрацию, пассажиры перестали чувствовать рывки, неизбежные во время езды на старых моделях.

В 1922 г. на заводах м Ситроена выпустили модель «2 cv», она стоила всего 2950 франков. Через три месяца модель становится самой продаваемой во Франции. Ситроен выпускает и более просторную машину «5 cv», в конструкции которой реализовал другую новинку — раздельную подвеску каждого колеса. Гидравлические амортизаторы, пришедшие на смену металлическим рессорам, позволили с одинаковым комфортом ездить как по асфальту, так и по грунтовым дорогам. Из-за кузова, покрашенного в лимонно-желтый цвет, машина получила прозвище «Лимончик». Впервые Ситроен вводит в комплект автомобиля смонтированное запасное колесо. Автомобиль мог развивать скорость до 80 километров в час и потреблял всего 5 литров бензина на сто километров. Машина также становится одной из самых раскупаемых моделей.

Постепенно на заводах Андре Ситроена разворачивается выпуск серии однотипных машин, различающихся объемом двигателя и размерами. В них реализуется система унифицированного автомобиля: не менее половины агрегатов являются взаимозаменяемыми, что приводит к резкому снижению стоимости машин. Вместе с дешевыми моделями выпускают и более дорогие, «люкс» и «спорт» и специальный шестиместный вариант «семейный» седан.

В рекламных целях Андре Ситроен дарит свои машины известным деятелям французской культуры, в частности атнографу К. Леви-Строссу. По просьбе Папы Римского Пия XII фирма изготовляет специальный автомобиль, который отделывают материей с золотым шитьем, освещают электрическими свечами. Перед сиденьем Папы размещают небольшой алтарь со специальным шкафом для требников.

В 1923 и 1931 гг. Андре Ситроен совершил продолжительные поездки по городам США. Он не оставлял надежду построить в этой стране свои заводы, но не смог конкурировать с Генри Фордом. Правда, ему удалось продать свою модель гусеничного тягача американской фирме «Мак Траке». Во время поездок Ситроен приобрел американские лицензии, позволившие ему усовершенствовать технологию сборки и добиться выпуска 500 машин в день.

Кроме легковых моделей на заводах Андре Ситроена производили грузовики и автобусы, на которых устанавливался дизельный двигатель, разработанный инженерами конструкторского бюро Лемером и Обаредом. В начале тридцатых годов Ситроен впервые задумывается о дизайне своих моделей, он приглашает французского художника Ф. Бертони, который организует художественный отдел, где прорабатываются внутреннее оформление автомобилей и отделка кузовов.

В 1934 г. Андре Ситроен выпускает модель «Траксион», которую по праву называют машиной будущего: в ней были использованы те приемы, которые стали нормой в машинах пятидесятых-шестидесятых годов. В частности, конструкторы установили кузов, изготовленный методом точечной сварки. Впервые в конструкции автомобиля не было ни одной деревянной части. Машина могла развивать скорость до 80 километров в час, поэтому для обеспечения безопасности были проведены ее испытания на прочность. Конструкторы доказали, что кузов разваливается при ударе и защищает пассажиров.

Огромные количества производимых машин потребовали усовершенствования системы торговли. Ситроен создает первую во Франции дилерскую сеть. Оптовые торговцы получали от него модели со значительной скидкой, что позволяло им создавать оптимальное равновесие между оптовой и розничной ценами. В разных городах Франции и Европы строятся торговые центры Ситроена, где продавались и обслуживались его модели. Аналогичную дилерскую сеть он организовал для торговли запасными частями.

Особое внимание Андре Ситроен уделяет рекламе своих моделей. Он заключает соглашение с «Государственной табачной компанией» на совместную рекламу. Раз в месяц во всех провинциальных и центральных газетах покупается полоса для рекламы новинок. С 1928 г. начинает выходить газета «Ле Ситроен», в которой не только рекламируются автомобили, но и рассказывается о новых автодорогах и достопримечательностях европейских стран. Так постепенно воспитывался вкус покупателей и создавалось мнение о превосходстве моделей Андре Ситроена. В издаваемом им альманахе сообщалось, что даже женщина может управлять автомобилем и самостоятельно ремонтировать его в случае необходимости. Дети ездили на игрушечных педальных «Ситроенах». Знак «двойного шеврона» размещался на всех французских дорожных указателях.

В центре Парижа, на площади Европы, предпринимателем был арендован огромный выставочный зал, где была развернута постоянная выставка его моделей. В 1931 г. зал становится местом проведения очередного международного автосалона. Ситроен строит в Париже огромный магазин, где можно не только приобрести машину, но и искупаться в бассейне и даже поиграть в теннис.

К началу тридцатых годов филиалы фирмы работали практически во всех европейских столицах, а также в Северной Африке и даже на острове Мадейра. Но великая депрессия, охватившая развитые страны, все же дала о себе знать. Андре Ситроен мучительно искал новые пути для рекламы. Он рекламировал гусеницы и сверхвыносливые автомобили. Весной 1934 года группа машин его фирмы отправилась в автопробег по маршруту Бейрут — Тихий океан. Первоначально маршрут прокладывался через СССР, но Сталин отказался выдать визы спортсменам.

Впервые в мире автомобили Андре Ситроена преодолевают Гималаи. В планах компании были туристические поездки в страну «страха и жажды», как тогда называли малодоступную часть Китая. Однако широкая реклама не улучшила финансовые дела компании, и в начале 1935 г. Ситроен был вынужден объявить о банкротстве фирмы. Управление делами переходит к совету директоров. Никто из детей Андре Ситроена — ни дочь Беатрис, ни сыновья Бернар и Максим — не стали во главе семейного дела.

Однако знак «Ситроен» не исчез с автомобилей. Ситроеновские модели «Ксара» и «Ксантия» представлены на рынках более чем 15 европейских стран, экспортируются в страны Азии, Африки и Австралии. Встречаются они и на российских дорогах.

Продолжая традиции комплексного подхода, фирма вошла в концерн PSA, к которому также относится «Пежо Аутомобиль», промышленные, финансовые и торговые компании. Концерн ежегодно выпускает более двух миллионов автомобилей.

В 1990 г. Андре Ситроен был назван «предпринимателем века», его также называли новатором; опережающим свое время.


..Следующая страница->