Ле Корбюзье

(1887-1965) (настоящее имя — Шарль Эдуар Жаннере)

французский архитектор, теоретик архитектуры, живописец, дизайнер, писатель

В историю мировой архитектуры Ле Корбюзье вошел как ярко выраженный экспериментатор, который способствовал распространению принципов функционализма. Согласно этой теории, человек должен жить удобно и комфортно. В двадцатые годы и появляются принципиально новые типы домов: галерейные, коридорного типа, с двухэтажными квартирами.

Именно благодаря архитекторам, которые до сих пор придерживаются теории функционализма, мы и получили квартиры со встроенным оборудованием. Они также впервые стали особым образом планировать интерьеры, вводя передвижные перегородки, звукоизоляцию. Человек начинал жить не просто удобно, но и функционально, легко переделывая при необходимости гостиную и столовую в банкетный зал.

Правда, Ле Корбюзье не всегда придерживался принципов функционализма. Как всякий большой художник, он мыслил шире и не замыкался только на одном направлении, постоянно придумывая что-то новое. И все-таки в истории культуры Корбюзье остался архитектором, который определил лицо XX века.

Ле Корбюзье родился в Швейцарии, учился в местной школе искусств Ла-Шо-Фона. Один из его учителей, архитектор О. Перраре, одним из первых рискнул применять в строительстве домов железобетонные конструкции, которые станут основой конструкций Корбюзье. Кроме того, Корбюзье удалось познакомиться и с другими архитектурными школами, прежде всего с венской, парижской и берлинской. В 1907 году он прошел обучение у немецкого архитектора И. Хофмана в Вене, а в 1910—1911 годах — у П. Беренса в Берлине.

В 1918 году Ле Корбюзье совместно с А. Озанфаном провозгласил новое течение в живописи — пуризм, а затем использовал опыт синтетического кубизма — фовизм. Корбюзье традиционно относят к пуристам, которые продолжили традиции кубистов. Он считал, что любую картину можно построить точно так же, как машину или здание. Поэтому представлял изящные, тщательно прописанные контуры, «гладкие» объемы. Подобные принципы и найдут отражение в его архитектуре. Но Корбюзье не дойдет до постройки однотипных домов, которые были высмеяны в фильме «Ирония судьбы» режиссера Э. Рязанова. Он просто будет писать или строить, по-новому осмысливая каждое свое произведение.

Продолжая заниматься живописью, в 1918 году Ле Корбюзье вместе со своим двоюродным братом П. Жаннере открыл в Париже собственную архитектурную мастерскую. Именно тогда он и принимает в качестве псевдонима фамилию своей матери — Ле Корбюзье.

До того, как начать строить, Корбюзье изложил свою концепцию в многочисленных статьях, которые появились в первой половине двадцатых годов. Позже эти взгляды нашли отражение в сборнике «Новый дух» («L'Esprit Nouveau») (1920—25), в книгах «К архитектуре» (1923), «Градостроительство» (1925).

Именно в работах двадцатых годов сформировался своеобразный девиз архитекторов «интернационального стиля»: «Дом — это машина для жилья». На практике это означало индустриализацию архитектуры, серийное производство строений. Вот почему он стал использовать мощные, подчеркнуто грубо скроенные объемы с крайне лаконичной внешней отделкой.

Ле Корбюзье и его сторонники поставили перед собой задачу обновления архитектурного языка. В поисках новых приемов они использовали формы и разработки самых разных исторических стилей. Для реализации своего творческого замысла Корбюзье предполагал использовать современную технику, серийное производство и, конечно же, новые материалы, — железобетон прежде всего, огромные оконные проемы и синтетические материалы. Большие остекленные поверхности и ровные плоскости фасадов, без украшений, появляются в 1923—1924 годах в парижских особняках Р. Ла Роша и А. Жаннере.

В 1922 году на осеннем Салоне в Париже Корбюзье представляет свой проект — диораму «Современный город на 3 миллиона жителей», а двумя годами позже — проект реконструкции центра Парижа (так называемый «План Вуазен»). Практически Корбюзье предложил разрушить средневековый Париж и построить на этом месте новый город из небоскребов с островками зелени и сложной системой транспортных узлов. Это был гигантский урбанистический проект по созданию городов-ульев, где главным становилась не красота, а простота форм и конструкций, возможность их быстрой трансформации.

Отголоски этой идеи вертикального города-сада мы находим в «Плане Вуазен» для Буэнос-Айреса, Алжира, Антверпена. Так, для здания министерства образования в Рио-де-Жанейро Корбюзье придумал солнцезащитную решетку на остекленной стене. В проектах для Алжира он обращается к свободной планировке города, располагающегося вдоль морского побережья.

Любопытно, что уже практически в наши дни американские исследователи пришли к выводу, что в неправильности строений наших предков была отражена гармония самой природы: человек не может жить среди правильных геометрических форм, линия домов должна быть прерывистой и создаваться как бы стихийно.

Но во времена Корбюзье его идеи казались невероятными, хотя их не отвергали. Архитектор не имел права разрушать уже созданное, но ему позволялось создавать, вписывая свои строения в имеющуюся инфраструктуру или конструируя мосты, пароходы и новые микрорайоны. Наиболее значительными строениями Корбюзье считаются Дворец Лиги Наций в Женеве, построенный в 1927—1928 годах, и общежитие швейцарских студентов в университетском городке, построенное в 1930—1932 годы. Чаще всего вспоминают о павильоне «Новый дух», где был представлен изысканный элитарный стиль, как бы вобравший в себя разные художественные системы.

Интересно, что поиски Корбюзье носили международный характер и не ограничивались Францией. В тридцатые годы он принимает участие в планах реконструкции исторической части Москвы и подает документы на конкурс, который был организован в связи со строительством Дворца Советов. Ряд теоретических идей Корбюзье был реализован совместно с архитектором Н. Колли при сооружении с 1928 по 1935 год дома Центросоюза в Москве.

Позже Ле Корбюзье в числе других известных архитекторов пригласили принять участие в создании зданий ООН в Нью-Йорке, чем он и занимался с 1947 по 1952 год. В стройном силуэте Секретариата — высокой, как бы летящей в воздухе глыбе из железобетона с одной стеклянной стороной — явно чувствуется его творческая рука.

Тридцатые-сороковые годы ознаменованы выходом новых теоретических книг Корбюзье — «Лучезарный город» (1935) и «Три человеческих установления» (1945). Они приводят к появлению новой теории: в 1947 году Корбюзье разработал знаменитый Модулор, а в 1948 году он публикует свои идеи в виде книги с аналогичным названием.

На основе предложенного в свое время Леонардо да Винчи принципа «золотого сечения» и численного ряда Фибоначчи Корбюзье придумал систему пропорционального размещения всей предметной среды. Она строилась на системе архитектурных пропорций, выведенных из пропорций фигуры человека.

Корбюзье дает толчок для поисков, вводя вместо металлостеклянных призм тяжелую пластику железобетона. Первой реализацией данной идеи стал жилой дом в виде своеобразных квартирных ячеек-ульев, рассчитанный на автономное существование 1800 жителей, построенный в Марселе во Франции в 1947—1952 годы, который, к сожалению, не сохранился. В 1950—1955 годах Корбюзье строит весьма своеобразную капеллу Нотр-Дам дю О в Роншане, где соединяет традиционные мотивы готической архитектуры с остросовременными линиями. Именно благодаря ему в работы финского архитектора А. Аалто и американца Э. Сааринена вошли «висячие покрытия» и «своды-оболочки».

Идеи Корбюзье во многом повлияли на представления о форме, объеме и пространстве современных архитектурных решений. Любопытно, что в конце пятидесятых годов он частично осуществил свои планы постройки универсального города, создав в Индии ансамбль правительственных зданий в Чандигархе, который строился в течение семи лет, начиная с 1950 года.

Примерно в то же время Корбюзье как бы совершает поворот к классической архитектуре, уделяя особое внимание организации внутреннего пространства, соотношению функциональной схемы здания и его архитектурного решения. Он на время забывает о простоте геометрических форм двадцатых годов. Так, он создает ряд построек по заказам частных владельцев вилл. Один из характерных примеров — вилла Савой в Пуасси.

Новые взгляды Корбюзье привели архитектора к дизайну. Он начинает выполнять настенные росписи, эскизы ковров и скульптурных композиций. Новое течение, где доминирует внимание к изобразительной стороне построек, получает название новый экспрессионизм, который особенно заметно проявился в постройке церкви Нотр-Дам дю О в Роншане.

В историю же мировой культуры Корбюзье вошел своими знаменитыми пятью отправными точками современной архитектуры: это здание на столбах-опорах, плоская крыша-сад, свободная внутренняя планировка, ленточное окно, несущая фасадная стена.

Корбюзье также стал первым архитектором жилища. В России его достойным конкурентом стал К. Мельников. Именно «эффекты Корбюзье» и «эффекты Мельникова» широко используются современными строителями.