Кваренги, Джакомо

(1744-1817) итальянский архитектор

Имя Джакомо Кваренги неразрывно связано с архитектурным образом Петербурга. По его проектам построены здания, которые во многом определили облик города: Академия наук, Смольный и Екатерининский институты, Эрмитажный театр, дворцы в Петергофе. Постройки Кваренги сохранились и в Москве, и на Украине, и в Прибалтике.

Родился будущий архитектор в небольшом селении Капьятоне, предместье итальянского городка Рота-Иманья. Джакомо был вторым сыном в состоятельном семействе, его дед Джакомо-Антонио Кваренги был известным итальянским художником.

Родители хотели, чтобы их сын стал адвокатом или священником, и отдали его вместе с братьями в монастырскую школу. Там Джакомо изучил латинский язык, итальянскую и французскую литературу. Но, закончив первоначальный курс обучения, он упросил родителей разрешить ему учиться рисованию.

Тогда отец отдал Джакомо в ученики к бергамским художникам Д. Раджи и П. Бономини. Уже через год они сообщили отцу, что у мальчика несомненное и уникальное дарование, ему необходимо продолжить обучение у более квалифицированных наставников. Поэтому в 1861 году Джакомо Кваренги отправляется в Рим и начинает заниматься в мастерской известного итальянского художника А. Менгса, а вскоре становится главным помощником мастера.

Джакомо Кваренги завязывает дружеские связи со многими итальянскими художниками. Но его главным наставником становится С. Поцци. В его мастерской Джакомо познакомился с известным в будущем архитектором В. Бренной, который также, как и Кваренги, приедет впоследствии в Россию. Именно Бренна разглядел в юноше задатки будущего архитектора и посоветовал ему изучать основы архитектуры.

Вместе они много путешествуют по Италии, занимаются обмерами памятников и изучением элементов их конструкции. Много времени Джакомо Кваренги проводит в библиотеке, где изучает трактаты великих зодчих эпохи Возрождения, а также труды римского архитектора Витрувия.

Постепенно к нему приходит известность, его считают знатоком античного искусства, приглашают консультантом в дома самых известных людей Рима.

С помощью своего духовного наставника аббата Торпа Кваренги знакомится со знаменитым римским меценатом К. Редзонико, который делает ему первый большой заказ: перестройку церкви в бенедиктинском монастыре городка Субиакко.

Джакомо Кваренги не только выполнил проект перестройки церкви, но и в течение нескольких лет наблюдал за ее строительством. После завершения работ к молодому архитектору приходит европейская известность, он постоянно получает заказы не только от итальянских аристократов, но и из других стран.

В 1775 году жизнь Джакомо Кваренги существенно изменилась. Он женился на М. Мадзоленни, дочери состоятельного бергамского купца. После свадьбы супруги поселились в Риме, а через год в семье появилась дочь Теодолинда.

Однако, несмотря на известность, получаемые заказы не приносили Джакомо Кваренги творческого удовлетворения. Это были лишь отдельные постройки, эскизы внутреннего офомления храмов, перестройки уже построенных сооружений. Кваренги стремился к большой самостоятельной работе. Поэтому он сразу ответил согласием на приглашение представителя петербургской Академии художеств приехать в Россию.

1 сентября 1779 года он подписал контракт и стал придворным архитектором Екатерины II. Дорога в Россию оказалась долгой, и только в конце 1779 года семья добралась до места назначения.

В течение нескольких недель, Джакомо Кваренги знакомился со столицей России. Весной 1780 года вместе с женой и новорожденным сыном он переезжает в Петергоф, где начинает строительство дворца в английском парке. Постройка настолько удачно вписалась в окружающий ландшафт, что сразу же стала одной из достопримечательностей Петергофа. После этого по проектам Кваренги были сооружены беседки, а по личному распоряжению Екатерины II — два небольших павильона, предназначенных для наследника престола, будущего императора Павла I, и для великих князей.

Вскоре архитектор получает следующий крупный заказ на строительство четырех церквей в Царском Селе, где ему пришлось выполнить и эскизы внутреннего оформления.

К этому времени, Джакомо Кваренги становится модным архитектором и практически постоянно получает заказы от представителей русской аристократии. Постройки по его проектам появляются в имениях графа Безбородко, князя Гагарина, княгини Барятинской.

В Петербурге дом Кваренги становится местом встреч художников, архитекторов, скульпторов, коллекционеров. Его жену принимают при императорском дворе, в течение некоторого времени она входит в круг приближенных Екатерины II.

Пользуясь связями, Джакомо Кваренги среди итальянских коллекционеров, русские любители искусств заказывали в Италии рисунки и картины местных мастеров. Нередко и сам Кваренги выступал в роли комиссионера, организуя покупку произведений античного искусства для личной коллекции Екатерины Второй.

Свои самые крупные постройки он возводит в Петербурге. Особенно интересен Эрмитажный театр, который современники признали одним из лучших камерных театров мира, Зодчий создал удобный зал с прекрасной акустикой. По распоряжению Екатерины II, Кваренги отвели в театре постоянную ложу и предоставили квартиру в примыкавшем к театру доме.

Другой значительной работой Джакомо Кваренги стало обновление интерьеров Зимнего дворца. Вместо пяти небольших залов он создал четыре грандиозных двухсветных зала: Аванзал, Николаевский зал, Тронный зал и Концертный зал.

Екатерина II пришла в восторг от работ Джакомо Кваренги. В одном из писем она писала: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи. Весь город уже полон его постройками. И они так хороши, что лучше и быть не может».

Однако жизнь на чужбине складывалась не гладко. После 1790 года на него обрушилась полоса несчастий: сначала одна за другой умерли две его дочери, а затем жена.

В марте 1794 года Джакомо Кваренги отправляет четверых старших детей в Италию, в семью своего брата. В Петербурге с ним осталась маленькая дочь Катина, или Катенька, как ласково звал ее отец.

Спустя два года он женился вторично на подруге умершей жены Анне Конради. Но его родные, ревностные католики, не признали этот брак: ведь новая жена исповедовала лютеранство. Возможно, поэтому Кваренги решил остаться в России до конца жизни. Семейное счастье длилось недолго. Через два года Анна умерла от скоротечной чахотки, оставив Джакомо Кваренги с маленькой дочерью.

После смерти Екатерины II архитектор продолжал пользоваться благосклонностью двора и в 1800 году даже вступил в ложу каменщиков Мальтийского ордена.

С началом XIX века в его творчестве преобладают общественные сооружения. Он проектирует Мариинскую больницу, Родильный госпиталь. Лучшей же своей постройкой сам архитектор считал Смольный институт.

В последние годы жизни он уже не брался за строительство крупных сооружений, ограничиваясь небольшими заказами, в частности, проектировал памятники русским воинам, погибшим во время войны 1812 года.

Одной из последних работ архитектора стала Английская церковь в Петербурге, Джакомо Кваренги не просто перестроил ветхое здание, но создал совершенно новую постройку, спроектировав прекрасный двухсветный зал с изящной отделкой.

В начале 1817 года архитектор умер от простуды.