Фидий

(OK. 490- OK. 430 г. до н.э. ) древнегреческий скульптор, архитектор и живописец

Во времена правления Перикла (444—429 гг. до н. э. ) начинается реконструкция афинского Акрополя — выдающегося архитектурного ансамбля античности. Перикл был не только крупнейшим из афинских государственных деятелей, но и тонким дипломатом. Добившись заключения мирных договоров с соседними государствами, прежде всего со Спартой, Перикл смог организовать Союз греческих городов, необходимый для отражения возможной агрессии.

Чтобы подчеркнуть возросшую роль Афин, он и начал дорогостоящее строительство на Акрополе. Для этого Перикл собрал в Афинах многих знаменитых ученых и деятелей искусства. Некоторых он приблизил к себе — например, Фидия, Софокла, Геродота и Анаксагора.

Жизнеописание Фидия носит в определенной степени легендарный характер. Известен процесс, устроенный против него противниками Перикла якобы из-за утайки золота для статуи Афины. Чтобы доказать свою невиновность, Фидию пришлось придумать способ измерения объема золотых статуй. Знаем мы также о его изгнании и смерти в Олимпии. Статуи его работы находились в Афинах, Дель-фах, Олимпии.

Любопытно, что о Фидии мы узнали и благодаря раскопкам археологов. В 50-ые годы XX века во время раскопок в Олимпии была найдена чаша с надписью, свидетельствующей о ее принадлежности Фидию. Так ученые получили еще одно подтверждение того, что именно он руководил строительством храма, где основными строительными материалами были золото и слоновая кость. Именно раскопки помогли подробно описать технологию так называемой хрисоэлефантинной (сделанной из золота и слоновой кости) скульптуры, принесшей славу этому великому строению античности.

Большинство скульптурных произведений Фидия не сохранились, однако мы можем составить о них представление благодаря литературным свидетельствам. Так, из описаний Павсания или по изображениям на монетах мы можем получить представление о статуе Зевса Олимпийского, стоявшей в храме Зевса в Олимпии. Это произведение считалось одним из семи чудес света.

В той же технике хрисоэлефантинной скульптуры выполнена и Афина Парфенос (Победительница), находящаяся в храме Парфенон в Афинах. Одна из ее мраморных копий была установлена в библиотеке в Пергаме. Она сохранилась до наших дней и теперь находится в музее. С этой же статуи была сделана и мраморная копия — Афина Варвакион, хранящаяся в Национальном археологическом музее в Афинах.

Третья знаменитая скульптура Фидия — колоссальная бронзовая статуя Афины Промахос (Предводительницы в бегах) — была воздвигнута около 460 года в честь победы греков над персами. Ее высота составляла около 17 метров.

Все эти статуи являлись частью архитектурных ансамблей. Именно Фидий заложил основы нового типа украшения храма. Для этого он исполнил скульптурное украшение Парфенона, создав так называемый фриз Фидия. Скульптор остался верен основной теме, над которой работал многие годы. Она была связана с прославлением родной земли и ее граждан.

На фризе Фидий изобразил панафинеи — праздничное шествие афинских граждан. Однако под резцом скульптора традиционное ритуальное шествие превратилось в величественное и грандиозное зрелище. На огромном пространстве стены запечатлено множество фигур людей и животных в самых разных позах. Сохраняя величественную торжественность, обусловленную самой темой панно, Фидий вместе с тем отражает и внутреннюю гармонию жителей Афин — преисполненных достоинства граждан полиса, живущих в гармонии с окружающим их миром.

Композиция фигур в традиционном понимании не зависит от архитектуры, поэтому можно говорить об относительной самостоятельности статуй. Для Фидия главным было передать движение, он добивается легкости в передаче каменных складок одежды, непринужденности поз. Воспроизводя игру света и тени, тщательно передает все детали облика и одежды людей, как будто прописывая их подобно тому, как это делается кистью на обычном живописном портрете. При этом Фидий добивается особой пластичности изображаемого — все фигуры кажутся живыми, естественными, а не застывшими. Это впечатление усиливается благодаря тончайшей обработке и использованию фактуры мрамора.

К числу шедевров древнегреческой пластики относятся его скульптурные композиции на фронтонах храма — «Рождение Афины из головы Зевса» и «Спор Афины с Посейдоном за первенство в Аттике».