Вахтангов Евгений Багратионович

(1883-1922) русский актер и режиссер

Имя Евгения Багратионовича Вахтангова вошло в историю русской и мировой театральной культуры и заняло место в ряду самых выдающихся ее деятелей.

Он родился в городе Владикавказе в русско-армянской купеческой семье. Отец Евгения был известным табачным фабрикантом и надеялся, что сын продолжит его дело. Однако юноша еще в гимназические годы увлекся театром, который и стал делом всей его жизни. Несмотря на жесткий запрет отца, Вахтангов начал выступать на сценах любительских театров Владикавказа. После окончания гимназии он поступил на физико-математическое отделение Московского университета, где также вступил в студенческий театральный кружок.

На втором курсе Евгений Вахтангов перешел на юридический факультет и в том же году дебютировал как режиссер, поставив студенческий спектакль «Педагоги» по пьесе О. Эрнста. Чуть позже, оставив юридический факультет, он поступил в Школу драмы А. Адашева, по окончании которой в 1911 году был принят в труппу Московского Художественного театра.

Вскоре на молодого актера обратил внимание Константин Станиславский и поручил ему вести практические занятия по своей методике актерского мастерства в Первой студии МХАТ. Атмосфера «студийности» с ее бескомпромиссными морально-этическими требованиями оказалась очень благоприятной для Вахтангова, соединившего режиссерский дар и талант педагога. Именно в студии оба этих качества развились в нем в полной мере.

На сцене студии он создал несколько камерных спектаклей, где выступал и как актер. В них Евгений искал новые приемы изображения психологического состояния героя. Не приняв жестких рамок системы Станиславского, он на некоторое время увлекся идеями Мейерхольда, однако вскоре отверг и их.

Вахтангов Евгений Багратионович выдвинул лозунг «фантастического реализма», на основе которого и построил теорию собственного театра. Как и К. Станиславский, он считал, что главное лицо в спектакле - актер, но всегда отделял личность исполнителя от того образа, который воплощается на сцене.

В конце концов, Евгений Вахтангов стал ставить спектакли по-своему. Декорации в них состояли из самых обычных бытовых предметов. На этой конкретной основе с помощью света и драпировок художник создавал фантастические виды сказочных городов, как, например, это сделано в его любимом спектакле «Принцесса Турандот».

Соответственно и костюмы актеров также соединили конкретное и условное. Например, на современный костюм надевался необычайно изящный, расшитый и разукрашенный халат. Чтобы подчеркнуть условность происходящего на сцене, актеры надевали костюмы прямо на глазах публики, перевоплощаясь в своих персонажей.

Реализуя свои творческие замыслы, в 1921 году Евгений Вахтангов поставил на сцене своей студии пьесу Мориса Метерлинка «Чудо Святого Антония». Это было яркое театральное зрелище, в котором режиссер и актеры составили единый творческий ансамбль. Им удалось донести до зрителя сложную символику пьесы, раскрыть своеобразие метафорического мышления драматурга, условность характеров.

Следующая работа режиссера - «Принцесса Турандот» по сказке итальянского драматурга Карло Гоцци - позволила критикам сделать вывод о том, что Вахтангов уже не просто осуществлял сценический эксперимент, а начал создавать новое направление в театральной режиссуре.

Используя персонажи-маски и приемы итальянской комедии дель арте, режиссер наполнил сказку современными проблемами. Каждый его спектакль становился событием, потому что все то, что происходило в это время в России, герои активно обсуждали на сцене. Однако современную проблематику Евгений Вахтангов преподносил в виде своеобразной игры, полемики, спора, диалога героев. Поэтому актеры уже не просто произносили тексты, а давали характеристику, нередко злую и ироничную, всему, что происходило в стране.

«Принцесса Турандот» стала последней работой Евгения Багратионовича Вахтангова, который скоропостижно умер за несколько дней до премьеры. Однако заложенные им принципы динамичного, подвижного спектакля, который как бы создается на глазах зрителей, навсегда сохранились в традициях театра.

Любопытно, что постановка «Принцессы Турандот» стала своеобразной «визитной карточкой» театра. Через пятьдесят лет после премьеры театр возобновил ее постановку, в которой показал верность традициям своего великого основателя. Эта работа добавила славы старейшим актерам-вахтанговцам и сделала известными имена новых исполнителей. Принцессу Турандот в разные годы играли блистательные Цецилия Мансурова и Юлия Борисова, а принца Калафа - Юрий Завадский, Рубен Симонов, Василий Лановой.