Таиров Александр Яковлевич

(1885-1950) русский театральный режиссер и актер

В пестрой театральной жизни Москвы двадцатых-тридцатых годов значительное место занимали спектакли Камерного театра. Они привлекали внимание не только обычных зрителей, но и театральных деятелей, потому что в театре шел очень интересный эксперимент. Проводил его выдающийся деятель культуры Александр Яковлевич Таиров, который стоял во главе Камерного театра.

В начале XX века в России складывается новый театр. С одной стороны, он был представлен именами Чехова, Горького и Андреева и предполагал прямое взаимодействие со зрителем. То, что происходило на сцене, практически ничем не отличалось от современных событий, и зритель узнавал в шедших спектаклях самого себя.

Вторая разновидность театра ориентировалась на зрителя более искушенного, привыкшего к театральной условности, особому языку постановок, очень тонкой игре актеров. Здесь ставились пьесы Александра Блока, Иннокентия Анненского, Вячеслава Иванова, Г. Ибсена, Мориса Метерлинка. Александр Таиров оказался тем режиссером, который и сумел создать такой театр.

Он родился в семье учителя в небольшом украинском городе Ромны и там же закончил гимназию. Затем Александр поступил на юридический факультет Киевского университета. В это время и началось его увлечение театром. Впервые он попробовал себя на актерском поприще в любительской труппе при Киевском драматическом товариществе. Там он, в частности, сыграл роль Пети Трофимова в пьесе Чехова «Вишневый сад».

По инициативе руководителя труппы А. Лепковской, Александр Таиров работал и в Железнодорожном театре, которым руководил режиссер Соловцов. Там его увидела приехавшая в Киев на гастроли великая русская актриса Вера Федоровна Комиссаржевская. Она заметила талантливого юношу и пригласила его к себе в номер.

После разговора с Комиссаржевской, Александр Яковлевич Таиров переводится в Петербургский университет и одновременно начинает работать в театре, которым руководит Комиссаржевская. В сезон 1906—1907 годов Таиров играет в премьере пьесы А. Блока «Балаганчик», а также в нашумевшем в то время спектакле по пьесе Л. Андреева «Жизнь человека».

В университете он входит в Кружок молодых. В этом литературном объединении Александр знакомится с поэтами Михаилом Кузминым и Вячеславом Ивановым, становится посетителем знаменитых «Сред» Иванова в его «Башне». В 1908 году Таиров оставляет театр Комиссаржевской и переходит в Передвижной театр, которым руководит известный режиссер П. Гайдебуров.

Причиной ухода Александра Таирова стали расхождения с Всеволодом Мейерхольдом, который пришел в театр Комиссаржевской на должность режиссера. Таиров тяготел к драме психологической, где главная мысль спектакля выражалась через игру актера, а не посредством театральных эффектов, к которым стремился В. Мейерхольд.

Проработав несколько лет в театре Гайдебурова, Александр Яковлевич Таиров создает собственную труппу, которую называет Камерным театром. Его первый спектакль — пьеса Артура Шницлера «Покрывало Пьеретты» — состоялся 4 ноября 1913 года. Таирову удалось создать синтетическое зрелище, объединяющее пантомиму, балет и драматургию. Постановка была сразу же замечена критикой как новое явление русского искусства.

С помощью известного критика Абрама Эфроса, написавшего о Таирове в ряде престижных журналов и газет того времени, ему удалось собрать необходимую сумму денег, и он приобрел особняк на Тверском бульваре в Москве, где и расположился его театр.

Александр Яковлевич Таиров собрал вокруг себя группу актеров-единомышленников. Одной из первых к нему пришла молодая актриса Художественного театра Алиса Коонен. В 1914 году она дебютировала в пьесе «Шакунтала» по трагедии древнеиндийского писателя Калидасы. В том же году Коонен стала женой Таирова.

На первых порах режиссер обратился к произведениям мировой театральной классики. Для их оформления он привлекал популярнейших художников того времени — Н. Гончарова, М. Ларионова, А. Лентулова и др. Хореографию актерам его театра преподавал М. Петипа — сын прославленного балетмейстера.

После 1917 года основным направлением поисков Александра Таирова становится героическая трагедия. С 1918 года он открывает при Камерном театре мастерскую-студию для подготовки актеров. Вскоре она реорганизуется в Экспериментальные театральные мастерские (ЭКТЕМАС), где открывается не только актерское, но и первое в России историко-театральное отделение.

Наиболее известная постановка Александра Таирова послереволюционного времени — пьеса Вс. Вишневского «Оптимистическая трагедия». В ней ярко раскрылся его талант режиссера, который совершенно по-новому увидел революционные события. Пьеса была показана во многих странах мира во время заграничных гастролей театра.

Однако в 1949 году эксперименты Александра Яковлевича Таирова были насильственно прерваны, режиссера отстранили от руководства театром и лишили права выступать на сцене. А вскоре прекратил существование и сам Камерный театр. Александр Таиров не смог жить без любимого дела и менее чем через год после случившегося умер.