Спилберг, Стивен

(род. в 1947 г. ) американский постановщик фильмов и продюсер

В историю кино Стивен Спилберг вошел как автор фантастических фильмов и триллеров. Они поражали зрителей ярким, динамичным сюжетом и мастерством комбинированных съемок.

Еще мальчишкой Стивен начал пользоваться отцовской фотокамерой, чтобы снимать игрушечные поезда, а когда учился в школе, сделал несколько любительских научно-популярных фильмов.

После окончания университета он становится директором на телевидении и лишь в 1971 году переезжает в Голливуд, где начинает серьезно заниматься кино. Приглашение приехать работать в кинематографическую Мекку последовало после постановки фильма «Дуэль». Это незатейливая история, которая не потребовала больших расходов на постановку. В ней было занято всего несколько актеров, они и рассказывали по очереди о водителе, которого преследует таинственный, возможно никем не управляемый грузовик. Здесь впервые проявилось умение Спилберга держать зрителя в напряжении до самого финала картины.

Воображаемые приключения, которые он создавал на экране, требовали огромных капиталовложений. Но Стивена Спилберга это не останавливало. Его притягивали спецэффекты и мировая слава. Свои первые фильмы он снимал, в основном экранизируя книги, уже ставшие бестселлерами.

Первая настоящая удача пришла к нему в 1975 году, после создания фильма «Челюсти», который стал одним из самых кассовых в истории кино. В его основе была история, придуманная Питером Бенчли, об огромной акуле-людоеде, терроризировавшей население одного небольшого курортного городка, которую в конце концов победил доблестный герой-полицейский.

Специально для съемок была сконструирована акула; по некоторым сведениям, ее изготовление обошлось в три миллиона долларов, поскольку она была «начинена» сложнейшей компьютерной техникой, в точности имитировавшей движения и повадки настоящего хищника. Созданный Стивеном Спилбергом персонаж оказался настолько популярным, что с участием этой акулы были сняты еще два фильма — «Челюсти-2» и «Челюсти-3». В последней картине у нее даже появился детеныш.

Потом Стивен Спилберг обратился к фантастике и в 1977 году снял картину «Близкие контакты третьей степени», где внеземные существа вступают в контакт с землянами. И снова небывалый кассовый успех, который в 1981 году получили его фильмы «В поисках потерянного ковчега» и «Инопланетянин». Они принесли более 700 миллионов долларов. В последнем фильме была рассказана поэтичная история о дружбе мальчика и случайно оказавшегося на Земле жителя далекой планеты. Преодолев множество трудностей, мальчик помогает пришельцу вернуться в свой мир.

За ними последовала серия приключенческих фильмов, в которых появляется популярный герой по имени Индиана Джонс. По воле режиссера и сценариста он совершал самые разнообразные приключения в поисках сокровищ и следов далекого прошлого.

Сенсацией стал «Парк юрского периода» (1993) с поразительными спецэффектами, для которых были построены компьютеризированные макеты движущихся динозавров. Фильм был создан по роману Майкла Крайтона, придумавшего и известного Терминатора. История создания парка динозавров, выращенных в пробирке, выпущенных на острове и неожиданно вырвавшихся из-под контроля, была настолько необычной, что вскоре Америку захлестнул поток романов о динозаврах, была выпущена специальная компьютерная игра, налажен выпуск игрушек.

Любопытно, что, несмотря на неизменный кассовый успех и огромную популярность фильмов у зрителей, критики не баловали режиссера своим вниманием. О нем стали писать только после того, как он создал собственную компанию и снял фильм «Список Шиндлера».

За эту картину, обошедшую экраны всего мира, в 1994 году Стивен Спилберг наконец получил первого «Оскара» — высшую кинематографическую награду США. Этот день стал для него звездным часом, поскольку картина была удостоена премии еще по шести номинациям, включая и приз за лучший фильм. В основе его сюжета — реальная история. Сценарий был написан самим режиссером и стал своеобразным реквиемом погибшим во время Второй мировой войны евреям.

Стивена Спилберга можно назвать искусным режиссером, мастером компьютерных сцен. Он умеет блестяще построить сюжет, который будет держать зрителя в постоянном напряжении. Всегда необычны финалы его картин, но у всех его фильмов есть много общего. Стивен Спилберг никогда не пугает своего зрителя, он лишь учит и предостерегает его. Вот почему его фильмы любят и взрослые, и дети.

Он позволяет своим зрителям окунуться в мир фантазии, который кажется прекрасной сказкой, где хочется побывать самому и принять участие в приключениях.