Пырьев Иван Александрович

(1901-1968) советский кинорежиссер

Жизненный путь и творчество Ивана Александровича Пырьева были определены условиями того времени, в которое он жил. В 1923 году Пырьев, совсем недавно снявший форму красноармейца, закончил актерское отделение Государственных экспериментальных театральных мастерских (ГЭКТЕМАС). Еще до этого он несколько месяцев проработал актером в Первом рабочем театре Пролеткульта, откуда перешел в театр, которым руководил Всеволод Мейерхольд.

Иван Пырьев был талантливым актером и в дальнейшем мог бы сделать себе имя на этом поприще, однако его больше интересовала режиссура, и он продолжил учебу на режиссерском отделении ГЭКТЕМАСа.

С 1925 года Пырьев начал работать в кино, вначале помощником, а затем и ассистентом режиссера. В 1928 году он уже снял свою первую картину «Оторванные рукава», для которой сам же и написал сценарий совместно с Б. Юрцевым.

После этого Иван Пырьев снял свою первую самостоятельную комедию «Посторонняя женщина». В ней он еще следовал стилистике немого кино, отчего картина получилась излишне заостренной, герои вышли плоскостными, а конфликт казался искусственным, надуманным. Но уже здесь проявились некоторые особенности его таланта и, в частности, умение подметить смешное в самой обыденной ситуации. Кроме того, он уже с первых шагов продемонстрировал неплохие организаторские качества, необходимые каждому режиссеру, и, самое главное, свои способности видеть всю картину в целом, что позволяло ему ставить перед актерами четкие конкретные задачи.

Первой по-настоящему удачной картиной сам режиссер считал фильм-памфлет 1933 года «Конвейер смерти». В нем он рассказал историю трех девушек, работниц огромного завода, которые под влиянием нечеловеческих условий труда стали убежденными антифашистками. Хотя в то время фашизм еще не проявил всей своей сути, Пырьев ярко показал бесчеловечную сущность этого явления.

В этой звуковой картине Иван Александрович Пырьев как бы предугадал стилистику своего следующего фильма — агитационной ленты «Партийный билет». Она вышла на широкий экран в 1936 году и ознаменовала крутой поворот в творчестве режиссера.

Все последующие годы Пырьев работал в жанре кино-комедии, и уже первая картина — «Богатая невеста», снятая в 1938 году, — поставила его в число ведущих мастеров этого жанра. Прекрасно понимая, что он занимается мифотворчеством, а его картины оторваны от реальной жизни, режиссер в то же время был настроен романтически и с удовольствием снимал свои фильмы-сказки.

В отличие от Григория Александрова, Иван Пырьев создал жанр бытовой кинокомедии, сюжет которой отражал самые злободневные события, которые не имели никакого отношения к политике, но в то же время прославляли советскую действительность.

Он нашел свою героиню, великолепную актрису Марину Ладынину, которая вскоре стала его женой. С ее участием Пырьев снял в 1939 году картину «Трактористы», в которой вывел на экран целую плеяду молодых актеров. После премьеры этого фильма его участники — П. Алейников, Б. Андреев, Н. Крючков — сразу же стали известны всей стране.

С участием П. Алейникова и Н. Крючкова в 1941 году Иван Александрович Пырьев снял и следующий свой фильм — своеобразную музыкально-поэтическую сказку «Свинарка и пастух». Здесь с неожиданной силой раскрылся комедийный талант В. Зельдина, который тогда считался прежде всего театральным актером.

Фильм Ивана Пырьева вышел на экраны в первые дни Великой Отечественной войны и сразу же стал своеобразным символом мирной жизни.

Следующая работа режиссера — картина «Секретарь райкома» (ее Пырьев снял в 1942 году) — стала первым фильмом, в котором рассказывалось о героической борьбе партизан, действовавших в немецком тылу. Таким образом, режиссер внес и свой вклад в победу советского народа в Великой Отечественной войне.

В суровые военные годы Пырьев одним из первых задумался о том, что жизнь продолжается и после войны неизбежно настанет мир. Этой теме посвящена его лирическая комедия «В шесть часов вечера после войны», которая вышла на экраны к концу войны, в 1944 году. В ней герои-фронтовики были показаны и в обыденной мирной жизни. После выхода картины критика стала обвинять Ивана Пырьева в излишней сентиментальности в изображении войны. Однако зрители приняли фильм очень хорошо, и он еще долгие годы пользовался популярностью не только у людей, прошедших войну, но и среди молодого поколения.

В послевоенные годы Иван Александрович Пырьев продолжал работать над кинокомедиями и одну за другой, с промежутком в два года, выпустил две удивительно трогательные и поэтические киноленты: в 1948 году — «Сказание о земле Сибирской», а в 1950-м — «Кубанские казаки». Он продолжал снимать свои картины в рамках определенной модели, создавая мифы о новой прекрасной земле и светлом будущем, поэтому его фильмы несли в себе прежде всего мажорные интонации. Однако в них уже появилось более глубокое драматургическое решение, а характеристики героев стали более объемными.

Перемены, наступившие в конце пятидесятых годов, сказались и на творчестве Пырьева. От работы над кинокомедиями он перешел к постановкам серьезных картин по произведениям Федора Достоевского. В 1958 году Иван Пырьев выпустил фильм «Настасья Филипповна», ставший первой частью задуманной им экранизации романа «Идиот». Однако снятая в реалиях прошлого века картина получилась на редкость современной, и режиссеру практически запретили завершить работу над ней. Тем не менее фильм «Настасья Филипповна» получил первую премию на международном кинофестивале в Москве.

Вслед за первой экранизацией режиссер продолжил работу над произведениями Достоевского и в 1960 году выпустил фильм «Белые ночи», после чего начал работать над циклом из трех больших картин по роману «Братья Карамазовы». Роль Грушеньки предназначалась новой жене режиссера — Лионелле Скирде.

Однако тяжелая болезнь и смерть помешали ему закончить работу над третьей картиной сериала, и по разработкам Пырьева ее потом завершили К. Лавров и М. Ульянов, которые исполняли в картине главные роли. За эту работу в 1969 году Иванe Александровичe Пырьеву посмертно был присужден специальный приз жюри Московского кинофестиваля.