Проханов Сергей Борисович

(род. в 1952 г. ) российский актер

Родители Сергея Борисовича Проханова не имели никакого отношения к театру, но отец в молодости участвовал в самодеятельности. Сергей пришел в московский Дворец пионеров, где стал петь, а потом и участвовать в спектаклях. Еще в школе Сергей Проханов сыграл свою первую роль в спектакле «Сомбреро» режиссера Театра Советской Армии С. Валькова. Одновременно мальчик занимался карате, рисовал и танцевал. Приобретенные навыки помогли выдержать экзамен в Театральное училище имени Б. Щукина. Правда, на всякий случай Сергей Проханов подал документы сразу в несколько институтов.

Еще во время учебы он начал сниматься, первым его фильмом стала картина «Семья как семья», в которой сразу же определилось амплуа Проханова как ярко выраженного характерного актера. Казалось, ему доставляло удовольствие лицедействовать, развлекать и забавлять зрителей. Он выбрал для себя игровые роли, начав появляться в остросюжетных картинах, где за внешне незатейливым сюжетом часто стояла значимая социальная проблема. Характерна, например роль Сергея Проханова в картине «Усатый нянь» (1977), где стояла проблема воспитания детей. Действительно, оказалось интересным задуматься над тем, почему воспитателем в детском саду должна быть только женщина.

В театре Проханову также доверяли прежде всего роли игрового характера, часто он создавал образ народного героя или разудалого молодца. Сам актер характеризует свое амплуа как роль «вечного мальчика». Он также вспоминает, что за ним, Т. Догилевой и И. Муравьевой в критике закрепилось прозвище «актеры праздника».

Роль героя-любовника в спектакле «Пять углов» была признана лучшей в московском сезоне 1978 г. Сергей Проханов так-же отмечает свою роль в спектакле по повести В. Кондратьева «Сашка», за которую он был отмечен званием заслуженного артиста. Спектакль получил девятнадцать положительных откликов в прессе.

Сергей Проханов снимался в детских передачах «Будильник» и «Знай наших!», в которых сам превращался в ребенка. Он запомнился многим своей непосредственностью и обаятельной улыбкой. Для передачи «Знай наших!» актер придумал рубрики «Сценарист на один лист», «Лицо кинозвезды».

Во время перестройки Сергей Проханов решился круто изменить свою жизнь и организовал кооператив «Маскарад», выступив в качестве продюсера. Он мечтал ставить собственные спектакли, но в Моссовете существовала очередь на постановки. Тогда Проханов снова рискнул и в 1990 г. стал директором и художественным руководителем Театра-студии фантастики «Луна». Он считает, что ему во многом помог опыт работы с Р. Виктюком, у которого актер Сергей Проханов сыграл в трех спектаклях: «Галоши счастья», «Вечерний свет», «Царская охота».

В театре Проханова преобладает зрелищность, костюмы и внешние эффекты резко выделяют все постановки. Спектаклям свойственна скрытая эротичность.

В своем театре Проханов ввел американскую систему обновления исполнителей, полагая, что каждый год необходимо менять примерно 25% состава, поскольку только в этом случае происходит обновление, вносятся новые трактовки ролей. Подбором актеров в театре занимается ассистент режиссера. В последнее время там стали играть С. Виноградов, А. Захарова, Е. Кондулайнен, А. Ливанов, В. Смирнитский. Они признаются, что в театре Сергея Борисовича Проханова действительно создана особая атмосфера, позволяющая проявляться каждому актеру.

Одной из составляющих успеха, Сергей Проханов считает сценографию. Он отбирает классические пьесы, использует переработки романтических произведений. Проханов говорит, что невольно сам занялся сочинительством, что привело к временному отказу от актерской карьеры. Своей лучшей инсценировкой он считает постановку «Ночь нежна» по роману Ф. С. Фицджеральда.

Сергей Проханов называет себя режиссером-комбинатором. При театре он создал детскую танцевальную студию, в которой пытается развить будущие таланты. К подготовке спектаклей актер привел свою старшую дочь, после окончания художественно-театрального училища она стала костюмером.

В 1999 г. Сергей Борисович Проханов получил звание заслуженного деятеля искусств России.