Мэрфи, Эдди

(род. в 1961 г. ) американский актер кино

Сегодня Эдди Мэрфи называют «всемирной звездой кинокомедии № 1». И это не случайно. В двадцать два года он уже был знаменит и фантастически богат. И все это благодаря своему невероятному дару комического перевоплощения.

Обычно биографию Эдди Мэрфи начинают с упоминания того, что он родился в обеспеченной негритянской семье. Когда мальчику исполнилось восемь лет, его отец-полицейский трагически погиб. Эдди сразу же стал плохо учиться, он тяжело переживал и другие перемены в своей судьбе. Ведь его мать со временем снова вышла замуж, у него появились сводные братья и сестры.

Но отчим оказался хорошим человеком, он первый заметил талант мальчика и поддержал его увлечение театром и кино. В 15 лет Эдди впервые вышел на профессиональную сцену. Он начал выступать в молодежных клубах в разговорном жанре — с миниатюрами и пародиями. Популярность Эдди росла, и вскоре им заинтересовались владельцы известного клуба «Страничка юмора» («Comicpage»). Р. Уокси Р. Тинкенрискнули и пригласили начинающего комика на свою сцену.

Публика восторженно встретила нового актера, и тогда владельцы клуба устроили ему прослушивание для известной телепередачи «Субботним вечером в прямом эфире». Через эту школу общения со зрителем прошли многие американские комические актеры — Дж. Белуши, Б. Мюррей, Д. Экройд.

Эдди Мэрфи быстро пошел в гору. Всего через два года он стал ведущим актером на телевидении, дважды выдвигался на премию «Эмми», хотя так и не получил ее. Но это не мешало его популярности. Больше всего зрителям пришлись по вкусу его пародии.

Слава Эдди Мэрфи еще больше возросла после выхода на экран фильма «48 часов». Он сыграл в нем преступника, выпущенного из тюрьмы на двое суток, чтобы помочь поймать опасного рецидивиста. В картине все действие сосредоточено на Мэрфи, он непрерывно болтает и острит, доводя своего напарника (Ника Нолта) до белого каления.

В то же время герой Эдди Мэрфи полон внутреннего достоинства, своим поведением он как бы опровергает мнение о том, что все черные только преступники, обманщики и негодяи. По мере развития действия зритель проникается к нему доверием. В этой роли Мэрфи продемонстрировал свое умение владеть всеми формами комического: от легкого юмора и иронии до убийственного сарказма. Пластичность и выразительность актера проявились и в фарсовой картине «Меняясь местами» (1983), построенной на традиционном противопоставлении богач-бедняк, которые в результате меняются местами. Партнером Эдди здесь выступил другой популярный комик Дэн Экройд.

В двадцать два года Эдди Мэрфи уже стал признанным комическим актером и миллионером. Одновременно он получил прозвище «быстрого Эдди», так как увлекся гонками на спортивных автомобилях, и приобрел славу голливудского секс-героя. Позже Мэрфи признавался, что большие деньги буквально сыпались на него и заставляли как-то проявлять себя, пусть даже и таким необычным способом.

Популярность Эдди Мэрфи росла с каждой новой картиной. Он успешно сыграл главную роль в фильме «Полицейский из Беверли-Хиллз», где снова блестяще продемонстрировал свою эксцентричность. Режиссеры решили сыграть на его популярности, и вскоре на экранах появилось продолжение двух самых его удачных фильмов— «Полицейский из Беверли-Хиллз II» (1987) и «Другие 48 часов» (1990). Первый из них собрал в прокате 153 миллиона долларов и стал самым кассовым фильмом 1987 года. Заработки Эдди Мэрфи приблизились к фантастическим, и его стали звать по названию одного из фильмов — «Золотой мальчик» (1986).

Сам же Мэрфи часть своих гигантских гонораров вложил в собственную фирму, которая преследовала две цели. Во-первых, он решил помогать кинематографистам негритянского происхождения. Таким образом на деньги Эдди Мэрфи чернокожий режиссер Р. Таусенс снял фильм-концерт «Без шлифовки» (1987), а в комедии «Прибытие в Америку» (1988) режиссера Д. Лэндиса в основном снимались цветные актеры. Во-вторых, добившись актерской славы, он решил попробовать себя в качестве режиссера и снял фильм «Гарлемские ночи» (1990).

С этой картины начались своеобразные эксперименты Эдди Мэрфи. Он пробует себя и как романтический герой в фильме «Бумеранг» (1992), и как ярко выраженный гротесковый актер в фильме «Достопочтенный джентльмен» (1992). Мэрфи даже снимается в фильме-пародии на картины о вампирах — «Вампир в Бруклине» (1995). Однако прежнего феерического успеха нет, есть просто хорошие или не очень удачные работы.

Но съемки в столь разных по стилю картинах позволили Эдди Мэрфи подготовиться к новому взлету. В 1996 году он потолстел, изменил облик и снялся в фильме «Сумасшедший профессор», сыграв сразу семь ролей. Мэрфи снова блеснул как настоящий эксцентрик, клоун, которого бьют для того, чтобы всем остальным было смешно. Не случайно в свое время газета «Вашингтон пост» назвала его актером с улыбкой как у радиатора «Студебеккера».

Со временем изменился и общественный статус актера. После женитьбы, Эдди Мэрфи стал примерным семьянином, отцом троих детей, причем мечтает, чтобы их у него было пятеро. Жена Мэрфи — бывшая манекенщица, мулатка Николь Митчел. Семья проживает на вилле, каждая комната которой оформлена в своем стиле — викторианском, провансальском, восточном и авангардном.

Эдди Мэрфи полностью разделяет страсть американцев к здоровому образу жизни: он не пьет, не курит, не пробовал наркотики, не является завсегдатаем ночных клубов. Единственная его страсть — это оставшаяся с молодости любовь к автомобилям. Раньше он слыл заядлым гонщиком, теперь не менее рьяным коллекционером. Известно, что у него есть коллекционные «Роллс-Ройс», «Феррари», «Ягуар», «Порше».

Но главным для актера остается его любимое дело. Он много играет, сам снимает фильмы, в будущем, возможно, займется еще чем-то в шоу-бизнесе и, очевидно, добьется такого же блистательного успеха: ведь таланта и профессионализма ему не занимать.