Куросава, Акира

(род. в 1910 г.) японский кинорежиссер и продюсер

Для европейского зрителя японское кино связано прежде всего с именем его ведущего режиссера Акиры Куросавы. Еще в 1950 году своим фильмом «Расемон» по рассказам Акутагава Рюноскэ он представил зрителям Европы и Америки национальное кино Японии. Тогда же Куросава был удостоен главной премии международного кинофестиваля в Венеции и высшей американской премии «Оскар».

В то же время Акира показал, что является режиссером мирового класса, так как в своем творчестве использовал не столько японский опыт, сколько достижения мирового киноискусства.

Впрочем, на родине в Японии режиссера упрекали в излишнем иностранном влиянии уже с первого фильма «Сугата Сангиро» об истории дзюдо, снятого им в 1943 году по собственному сценарию.

Однако речь скорее следует вести о том, что талантливый режиссер творчески осваивал опыт всего мирового кинематографа. В равной степени Акира Куросава увлекался и русской литературой, особенно ему нравились произведения Достоевского.

Он получил неплохое образование, учился в Академии изящных искусств. В 1929 году участвовал в деятельности Ассоциации пролетарского искусства Японии. Политические взгляды Куросавы впоследствии скажутся в том, что свои фильмы он посвящает острым социальным проблемам и показывает яркие, исключительные характеры.

Работать в кино он начал с 1936 года. Акира Куросава прошел ассистентскую школу у режиссера Кадзиро Ямато, а в 1941 году закончил его фильм «Лошадь».

С середины сороковых годов Куросава начал работать самостоятельно и в течение нескольких десятилетий почти каждый год снимает по новому фильму. Первые его ленты были посвящены современным темам: «Самые красивые» — о жизни девушек, работавших на военных заводах, «Люди, творящие завтра». Демократические устремления Акиры Куросавы отразились в фильмах «Я не жалею о своей юности» (1946) и «Великолепное воскресенье» (1947).

Своеобразным выражением взглядов художника стал и его фильм «Пьяный ангел» (1948), где он воплотил идею необходимости творить добро, жить для людей. В этом фильме снялся замечательный актер Тосиро Мифунэ, с которым режиссер сотрудничал многие годы. Подобным же сочувствием к людям пронизан и фильм «Жить» (1952), удостоенный приза международного кинофестиваля в Берлине.

Однако всемирную славу Акире Куросаве принесли его фильмы, которые называли «восточными вестернами». Первым из них стал фильм о борцах дзюдо — «Сугато Сангиро» (продолжение появилось в 1945 году), потом появился фильм «Мужчины, идущие по следу тигра». И, наконец, вершиной творческих поисков режиссера стал фильм «Семь самураев», снятый по средневековой японской повести.

Действие этих фильмов происходит в самые напряженные и драматические периоды феодальной истории Японии. Однако Куросава попытался по-новому представить традиционный жанр японского кино «кэнгэки» об эпохе самураев. Режиссера интересует не только само действие, где герои эффектно сражаются на мечах, а глубокая нравственная философия, причины, побуждающие людей взяться за оружие. Кроме того, Акира Куросава всегда этнографически точен в своих фильмах, тщательно и последовательно воссоздавая быт и обычаи давно минувших времен.

Правда, иногда он обращался к популярному жанру «кэнгэки» и ради чисто коммерческого успеха. Примером тому стал его фильм « Трое негодяев в скрытой крепости», снятый в 1958 году, фильм 1961 года «Телохранитель» и «Цубаки Сандзюро», поставленный в 1962 году.

Интересно, как Куросава подходил к экранизации европейской классики. Сохраняя идею первоисточника, он переносил события на японскую почву. Так, в фильме «Идиот» (1951) по Достоевскому события разворачиваются в послевоенной Японии, а трагедия Шекспира «Макбет» происходит в средневековой Японии в пору междоусобиц, отсюда легко выявляется смысл его символического названия — «Замок паутины».

Акира Куросава снимал и современную русскую классику. В 1957 году он поставил фильм по пьесе М.Горького «На дне». В 1975 году режиссер приезжал в Советский Союз, где в течение года снимал фильм по книге Владимира Арсеньева «Дерсу Узала», за который также получил премию «Оскар».

Акира Куросава еще не раз сотрудничал с русскими режиссерами. В свое время он собирался делать фильм по своему сценарию в Голливуде. Однако замысел его фильма «Стремительный поезд» оказался нереализованным из-за разногласий режиссера с фирмой. Однако этот сюжет, основанный на реальном происшествии, привлек внимание русского режиссера А. Кончаловского, и он снял свой вариант фильма по сценарию Куросавы, изменив лишь его название на «Поезд-беглец» . Всего же по сценарию Акиры Куросавы разные режиссеры сняли более 20 фильмов.

В мировом кинематографе трудно найти другого режиссера, который получил столько международных наград, почти на всех европейских кинофестивалях. В 1982 году Акира Куросава был удостоен международной юбилейной премии кинофестиваля в Венеции. Но вершиной его признания явилась премия «Оскар» 1990 года за уникальный вклад в историю мирового кинематографа.