Котеночкин Вячеслав Михайлович

(1927-2000) русский режиссер-мультипликатор, режиссер

Имя режиссера ассоциируется прежде всего с сериалом «Ну, погоди!», вот уже более тридцати лет идущим на экранах страны. Однако за свою долгую кинематографическую жизнь, Котеночкин Вячеслав Михайлович принимал участие в создании более 80 картин. Поэтому не будет преувеличением назвать его мэтром отечественного мультипликационного кино, который активно участвовал в его становлении и развитии.

Вся жизнь Котеночкина связана с Москвой, здесь — в окрестностях Лефортово — он родился, вырос, получил профессию. Его отец работал бухгалтером, мама занималась домом и детьми. Большая семья жила дружно, а главной в ней была бабушка.

Традиционным досугом довоенной детворы были занятия спортом: летом — велосипед, купание, рыбалка, зимой — коньки. Позже детские впечатления отразились в мультфильме «Старая пластинка» — рисунках конькобежцев, мальчика на велосипеде, колесящего по московским улицам в фильме «Следы на асфальте».

Но главным увлечением, конечно, было кино. Воодушевленный фильмом «Чапаев», Вячеслав рисовал свои варианты подвигов любимого героя. А потом стал ходить в изостудию при Дворце пионеров и однажды даже получил премию за картину, написанную масляными красками на сюжет поэмы М. Лермонтова «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова».

Начавшаяся война внесла свои коррективы в жизнь Вячеслава. В 1941 году от туберкулеза умер его отец, мама пошла работать в столовую. Когда начались бомбежки, Вячеслав Котеночкин со сверстниками был эвакуирован в Подмосковье, помогал местным жителям. Потом учился в школе на станции Удельная и, наконец, стал учеником артиллерийской школы, где начал играть в духовом оркестре. Его военные переживания позже отразятся в фильме «Пророки и удоды».

Но главной страстью оставалось рисование. Он стал главным оформителем и главным художником стенной газеты, а в свободное время придумывал иллюстрации к комедии А. Грибоедова «Горе от ума», за которые получил премию.

Оказавшись в шахтерском городке Прокопьевске, Вячеслав Котеночкин сражался на трудовом фронте: работал в колхозе, на разгрузке вагонов, в шахте. И позже был награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».

Артиллерийскую школу Вячеслав Михайлович Котеночкин закончил в Москве, и перед ним встал вопрос о выборе будущего пути: полагалось идти в военное училище, но врачи признали юношу негодным к службе в армии из-за сильного истощения организма. Как раз в это время Котеночкин посмотрел мультфильм студии У.Диснея «Бемби» и в течение долгого времени находился под впечатлением от увиденного. Решение пришло, когда он услышал о наборе на курсы художников-мультипликаторов в студию «Союзмультфильм». Перед поступлением на студию Котеночкин в течение недели рисовал животных в зоопарке, именно эти рисунки и привлекли к себе внимание членов комиссии.

В свои девятнадцать лет, Вячеслав Котеночкин отличался живым и неуемным характером: проводил вечера в ЦДСА, где танцевал на веранде, осваивал навыки вождения яхты на Химкинском водохранилище, старался не пропускать новинки американского кино и московские театральные премьеры.

Возможно, поэтому его привлекло игровое, динамичное мультипликационное кино. Котеночкину предстояло стать членом высокопрофессионального коллектива: тогда на «Союзмультфильме» работали А. Иванов, И. Иванов-Вано, В. и 3. Брумберг, М. Пащенко.

Учителем Вячеслава Михайловича Котеночкина на курсах стал И. Иванов-Вано. Он разрешил начинающему художнику сделать несколько кадров для фильма «Чужой голос».

Впервые в качестве художника-мультипликатора Котеночкин попробовал себя в работе над сказкой «Серая шейка» (1948) по повести Дмитрия Мамина-Сибиряка, где создал интерпретации практически всех персонажей фильма: Серой Шейки, Зайца, Старого Зайца, Лисы. Позже режиссеры картины Л. Амальрик и В. Полковников пригласили Котеночкина и в свой следующий фильм «Высокая горка» (1951).

В «Чудеснице» (1957) он уже работал как художник, создающий главный рисунок: придумывал облик действующих героев, их характеры.

Впервые как режиссер он выступил в картине «Мы такие мастера» (1962). Первоначально сюжет планировался для «Фитиля», но не уложился в жестко ограниченное время и превратился в самостоятельный мультфильм.

На студии «Союзмультфильм», Вячеслав Михайлович Котеночкин прошел путь от художника-мультипликатора до художника-постановщика и затем стал режиссером-постановщиком. Освоив все стадии создания рисованного фильма, он смог собрать команду, сделавшую первый отечественный сериал «Ну, погоди!», к которому было изготовлено 270 тысяч рисунков.

Режиссер считал, что успех картины был предопределен: сюжет динамичный, все действие происходит в хорошо знакомой среде, музыкальным фоном служили шлягеры тех лет, основная мысль картины — не нужно обижать маленьких — была простой и понятной.

Режиссер был удостоен звания заслуженного деятеля искусств, народного артиста, лауреата Государственной премии, ордена Дружбы народов и польского «Ордена улыбки».

Вячеслав Котеночкин вырастил и своего преемника, сына Алексея, также ставшего художником-мультипликатором. Вместе они работали в «Старой пластинке», последних сериях «Ну, погоди!», делали сатирические сюжеты для «Фитиля».