Коппола, Фрэнсис Форд

(род. в 1939 г.) американский кинорежиссер, продюсер, сценарист

Трудно найти другого такого же режиссера, творчество которого получило бы столь разноречивые оценки. Он давно уже стал знаменитым и получил все возможные в мире кино награды. И вместе с тем Коппола часто оказывается на грани банкротства, когда задуманные им грандиозные проекты с треском проваливаются, и ему приходится начинать все сначала.

Но кажется, что он не может жить и работать без риска. Человек азартный, Коппола не хочет учиться на своих собственных ошибках, а неудачи воспринимает как стечение обстоятельств. Поэтому взлеты и падения в его творческой судьбе случаются чаще, чем у других режиссеров. Может быть, это объясняется тем, что, оставаясь по своей внутренней сути остросоциальным художником, Коппола любит экспериментировать и берется за все подряд: снимает эротику, ужасы, музыкальные комедии и т.д. К тому же он не признает золотой середины и любой свой фильм делает с размахом, постоянно превышая отпущенный на картину бюджет, вкладывая свои собственные средства, чтобы только довести дело до конца. Поэтому неудачи больно бьют не только по самолюбию, но и по карману. Однако, как уже случалось не раз после очередного провала, Коппола снова затевал какой-нибудь рискованный проект и добивался успеха. Поэтому его и считают самым непредсказуемым человеком в Голливуде.

Фрэнсис Форд Коппола родился в семье итальянских эмигрантов в Детройте (штат Мичиган). Вначале он учился в Холфстонском университете, где в 1960 году получил степень магистра по театру, а затем закончил киношколу при Калифорнийском университете. Уже во время обучения там, с 1962 года, началась его работа в кино в качестве ассистента режиссера Р.У. Кормана.

В 1963 году Фрэнсис Форд Коппола выступает как постановщик игрового полнометражного фильма «Сумасшествие-13», где невероятно закрученная детективная интрига держит читателя в напряжении от начала до конца фильма, хотя после просмотра сюжет кажется непритязательным и даже нарочито простым. В этом фильме действуют герои с наследственными признаками умственных отклонений. Любопытно, что для усиления эффекта Коппола в эпоху расцвета цветных фильмов вернулся к черно-белому варианту.

Примерно в то же время он начинает писать сценарии для компании «Seven Arts Productions». Он получает широкую известность после создания сценариев и постановки фильмов «Ты уже большой мальчик» (1966) и «Люди дождя» (1969). Уже в первом фильме, где в жанре комедии рассказывается о молодежных бунтах 1966 года, Коппола проявил себя не только как социальный режиссер, но и как большой любитель киноэффектов. Благодаря поддержке актера и танцовщика Ф. Астера ему удалось получить право на крупную постановку — экранизацию мюзикла «Радуга Файниана» (1968). Что же касается психологической драмы «Люди дождя», посвященной поискам контактов между людьми, жизнь которых сложилась неудачно, то она была удостоена премии Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне.

Первый период творчества Фрэнсис аФорда Копполы завершается вполне успешно. В 1970 году ему присудили премию «Оскар» за лучший сценарий картины «Паттон». Этот фильм Коппола поставил вместе с Э. Нортом.

К началу семидесятых Коппола становится уже признанным мэтром, режиссером и сценаристом. Он организует свой собственный центр по производству фильмов (Zoetrope Studio), начинает сотрудничать с «Юниверсал Пикчерс» и «Парамаунт Пикчерс».

Фрэнсис Форд Коппола — блестящий сценарист и в основном сам пишет сценарии для своих картин. По жанру это совершенно разные ленты. «Американский Граффити» (1973, продюсеры Ф. Коппола и Г. Курту, режиссер Д. Лукас, номинации «Оскар» за лучшую картину, женскую роль второго плана, режиссерскую, сценарную и монтажную работу) посвящен событиям, происходящим в маленьком американском городке осенью 1962 года. Сценарий фильма «Великий Гэтсби» (1974) был написан по сценарию одноименного романа Ф.С. Фицджеральда.

Сенсацией становится фильм Фрэнсиса Форда Копполы «Крестный отец» (1972), поставленный по одноименному роману М. Пьюзо. Зрителей привлекала яркая и живая интерпретация истории клана нью-йоркской мафии. При этом семейные сцены органично соседствуют с эпизодами традиционных гангстерских разборок. Коппола достаточно точно воссоздал быт послевоенной Америки, проявив себя не только как мастер конкретной темы, но и как художник, склонный к обобщениям.

Конечно, популярности фильма способствовало яркое созвездие актеров, среди которых были и признанные мастера (М. Брандо в роли главы клана), и начинающие талантливые актеры (Майкл, его сын и наследник, в исполнении Аль Пачино).

Фрэнсис Форд Коппола относится к тем режиссерам, которые требуют абсолютной достоверности на съемках, поэтому бывали случаи, когда актеры настолько увлекались, что наносили друг другу в драках настоящие увечья. Так, Джеймс Каан во время съемок сломал пару ребер своему коллеге актеру Джанни Руссо. Однажды Коппола во время съемок «Крестного отца», чтобы добиться от актеров подлинности переживаний в одной из сцен, вместо муляжа лошадиной головы положил настоящую голову, отрезанную от только что забитой на живодерне лошади. И, конечно же, «забыл» предупредить актера о замене.

«Крестный отец» получил три «Оскара» и стал самым кассовым фильмом в истории американского кинопроката. Уже при жизни автора он был объявлен шедевром. Несмотря на критические и даже разгромные отклики в прессе, частые коммерческие неудачи, Коппола постоянно бывал в центре внимания и регулярно получал премии как Американской академии киноискусства, так и международных фестивалей.

В 1974 году он поставил фильм «Разговор», удостоенный главной премии Международного кинофестиваля в Канне. В нем Дж. Бэкмен сыграл специалиста по подслушиванию конфиденциальных разговоров. Если вспомнить, что в начале семидесятых годов вспыхнул скандал в связи с «уотергейтским делом», то Коппола вновь выступил как режиссер, тонко чувствующий политическую ситуацию.

Затем он возвращается к теме мафии, поставив продолжение «Крестного отца» (1974). Часто бывает так, что продолжение бывает хуже первого фильма, тем не менее и эта картина была удостоена премии «Оскар», и не одной, а по шести номинациям.

Озабоченный судьбой мира, в котором он живет, Фрэнсис Форд Коппола создает фильм об американской агрессии во Вьетнаме. Он пытается исследовать эту войну как страшное социальное явление, последствия которого Америка начала ощущать только недавно. Работа над фильмом «Апокалипсис XX века» продолжалась более трех лет — с 1976 по 1979 год. Он получился не только социальным, но и философским, похожим на притчу, и был удостоен главного приза и премии ФИПРЕССИ на Международном кинофестивале в Канне

в 1979 году за глубокое эмоциональное содержание, а у себя на родине получил двух «Оскаров».

Позже о своей работе над фильмом Коппола расскажет в документальной ленте «Как создавался «Апокалипсис»», которую поставила жена его Элеонора. О нем и в самом деле было что рассказать. Съемочная группа провела в джунглях 238 дней под тропическими ливнями, по соседству с филиппинскими повстанцами. Мартин Шин получил инфаркт, Марлон Брандо постоянно грозился разорвать контракт и уехать домой, Деннис Хоппер не выходил из наркотического опьянения, сам Коппола был в отчаянии от того, что опять превысил бюджет картины и вместо отпущенных 12 миллионов перевалил за 31. Пришлось снова вкладывать свои собственные деньги, не зная, оправдаются ли эти затраты. Многие участники съемочной группы помнят слова Копполы, которые он тогда постоянно повторял: «Это не фильм о Вьетнаме. Этот фильм и есть Вьетнам».

В последующие годы Фрэнсис Форд Коппола продолжает писать сценарии, иногда сам снимает фильмы, выступает в качестве продюсера. Однако дела его идут не блестяще. Зрители не приняли его романтическую музыкальную комедию «От всей души», снятую в 1982 году, где Коппола использовал последние достижения видео. Затратив на этот фильм 26 миллионов, он в очередной раз поставил свою студию «Zoetrope» на грань банкротства. Почти незамеченными остались два других его фильма: «Изгои» и «Бойцовые рыбки», появившиеся на экранах в 1983 году. На следующий год Коппола вкладывает 48 миллионов в свой новый музыкальный фильм «Клуб Коттон», который терпит сокрушительный провал. Так что к началу 90-х годов режиссер оказался «у разбитого корыта» и имел полное основание считать себя неудачником.

Однако пессимизм — это не удел Копполы. Он снова в поисках, но на этот раз действует наверняка и возвращается к «Крестному отцу». В 1990 году Фрэнсис Коппола создает третью серию картины, а затем делает монтаж всех фильмов под названием «Крестный отец. Трилогия. 1901—1980». Эта десятичасовая картина стала великолепной, жесткой и трагической сагой о жизни и смерти гангстерского дома Корлеоне.

Иногда Коппола вводит в свои последующие картины наиболее удачные приемы, которые были найдены им при работе над ранними фильмами. Так, отдельные приемы, использованные в первом мистическом триллере «Сумасшествие-13», прослеживаются в сделанной Копполой экранизации повести Б. Стокера «Дракула» и профинансированном им сценарии «Франкенштейн» (1994) по одноименному роману М. Шелли. Разработанные Копполой приемы монтажа используются сегодня в мировой практике режиссирования. В частности, предполагается, что на них будет основано будущее «электронное кино».

Сегодня Фрэнсис Форд Коппола, несмотря на частые неудачи, считается одним из выдающихся режиссеров и создателей фильмов в Америке. Правда, теперь он не рассчитывает только на кино, и у него есть и другие источники дохода. Коппола является членом жюри многих самых престижных фестивалей. Однако основную прибыль ему приносит ресторан, который располагается в одном из нью-йоркских районов — в Манхэттене. Совладельцами являются знаменитый голливудский актер Роберт Де Ниро и не менее знаменитый танцовщик Михаил Барышников.