Кэрри, Джеймс

(род. в 1962 г.) американский киноактер

Журналисты называют Джима Кэрри одним из самых перспективных актеров Голливуда среднего поколения. Уже сейчас он входит в число самых высокооплачиваемых комедийных актеров США. Каждый его фильм пользуется коммерческим успехом и сопровождается столь же категоричными критическими статьями. И тем не менее популярность актера неуклонно растет.

В детстве Джеймс был обычным канадским мальчиком и даже во сне не мечтал о карьере актера. Он рос в католической семье, где, кроме него, было еще трое детей. Отец проработал всю жизнь саксофонистом в местном джаз-оркестре, но после рождения младшей сестры Джеймса сменил профессию и стал бухгалтером, чтобы содержать увеличившуюся семью.

Когда Кэрри исполнилось тринадцать лет, отец был уволен, поэтому судьба мальчика тоже изменилась. Джеймсу пришлось уйти из школы и искать работу. Вначале он устроился уборщиком на завод по производству автопокрышек. Порой он так уставал, что у него не было сил добраться до дома. И тогда он ночевал в разбитом микроавтобусе «Фольксваген».

Но все-таки Кэрри продолжал бороться за успех в жизни: он начал подрабатывать в местных клубах как мастер шуток и импровизаций. В то время его кумиром был известный американский комик Д. Льюис. У него Кэрри и заимствовал образ своего первого героя — вечного ребенка, которого терроризирует окружающий мир. Постепенно Кэрри приобрел популярность, и его номера стали собирать свою аудиторию.

Как-то раз в клубе, где тогда выступал юноша, оказался известный продюсер Р. Денджерфилд. Позже он говорил, что не мог прийти в себя от гримас, которые строил Кэрри. Он пригласил Джима в свое шоу «Комеди стар».

Врожденный артистизм и невероятные трюки, проделанные Джимом во время первого же выступления, привели публику в восторг, и Денджерфилд взял начинающего актера в свою команду, выступавшую в Лас-Вегасе. Там Джеймс проработал два года и только после этого, опять-таки по совету Денджерфилда, отправился в Голливуд.

Он начал сниматься в эпизодических ролях в комедиях типа «Земные девушки доступны» (1988). Но настоящая популярность пришла к нему после исполнения главной роли в картине «Однажды укушенный», где он сыграл своего сверстника, ставшего жертвой женщины-вампира. Здесь пригодились его пластичность и умение танцевать. Критики впервые отметили подвижность лица Кэрри, умеющего изображать практически все состояния героя. После этой картины юморист Стив Одерек написал для него сценарий комедии «Айс Вентура», в которой главный герой является детективом по розыску пропавших животных. Построенная на трюках картина принесла актеру не просто популярность — она сделала его подлинным кумиром публики. Оказалось, что шаржированное видение мира — это как раз то, чего так долго не хватало Кэрри.

После этого он снимался в телевизионных сериалах, а в 1993 году сыграл две острокомедийные роли в картинах «Тупой и еще тупее» и «Маска». Они были построены на шарже и пародировании известных комедийных трюков. Несмотря на то, что в последней роли большую часть экранного времени Кэрри выступает в роли персонажа-маски, он так же легко узнаваем. Кажется, что в его теле спрятаны внутренние пружинки. Он настолько гибок и подвижен, что зритель не всегда понимает, где перед ним компьютерный монтаж, а где игра актера.

На пике популярности Джеймс сыграл еще две роли — злодея Ридлера в очередной картине о Бэтмене и в кинокомедии «Кабельщик». Они превратили его в суперзвезду, в настоящее время актер буквально завален предложениями от разных режиссеров. Однако комедийные роли уже не вызывают у него энтузиазма: актеру надоело «кривляться». Он хочет попробовать себя в чем-то серьезном, хотя и опасается, как воспримут зрители его новое амплуа.

К своей популярности он относится иронически, считая, что ничего хорошего в ней нет. Она только мешает ему и отвлекает от работы. Кэрри настолько мнителен, что когда психоаналитик в шутку посоветовал ему развестись с женой, чтобы преодолеть нервный срыв, то он почти серьезно отнесся к этому предложению.

Все свободное время Кэрри проводит дома со своей подругой актрисой Лорен Холли. Он считает, что недоучился в свое время, поэтому нужно компенсировать упущенное. Поэтому он с удовольствием занимается со своей дочкой от первого брака, хотя их встречи и нельзя назвать частыми.