Хичкок, Альфред

(1899-1980) англо-американский кинорежиссер, продюсер

Альфред Хичкок родился в Лондоне в семье торговца птицей. Юноша сначала заинтересовался религией и закончил католическое училище, но потом ему захотелось заниматься техникой, и он поступил в инженерное училище, которое тоже благополучно закончил. Вероятно, здесь и кроется основа его творческого метода, в котором Хичкок всегда стремился соединить несовместимое.

После этого он работал художником по рекламе и именно как художник в 1920 году пришел в кино. С 1922 года Альфред Хичкок уже выступает в качестве сценариста и пробует снимать сам как ассистент режиссера.

Его первыми авторскими работами становятся фильмы совместного производства Великобритании и Германии «Сад удовольствий» (1925) и «Горный орел» (1926). В них он еще не выходит за рамки приключенческого жанра. Но уже в третьем фильме — «Жилец» — мы практически встречаемся со всеми основными особенностями творческой манеры Хичкока. Режиссер строит действие на динамично развивающемся детективном сюжете, который держит зрителя в напряжении от первого до последнего кадра. Вместе с тем все его фильмы построены на стыке страха и иронии. Альфред Хичкок мастерски умеет разрядить обстановку нелепыми, а иногда и просто нереальными бытовыми сценками.

Однако свой метод Альфред Хичкок создавал постепенно. Он не сразу занялся фильмами ужасов. После своих первых картин Хичкок переключился на шпионскую тематику и, начиная с 1929 года, создает целую серию «шпионских фильмов». Первым из них появился «Шантаж», затем после пятилетнего перерыва, с 1934 года, фильмы пошли один за другим — «Человек, который слишком много знал» (1934; в 1956-м появился его американский цветной вариант), «39 ступенек» (1935), «Секретный агент» (1936), «Молодой и невиновный» (1937). В первом из этих фильмов — «Шантаж» — режиссер для особой выразительности использовал звук. Ведь фильм появился еще до создания звукового кино, и зрители даже не верили в то, что во время демонстрации фильма не выстреливают из хлопушки. Звук к картине был записан заранее, но существовал как самостоятельное целое, как бы независимо от пленки. Это был один из первых успешных экспериментов такого рода. Ранние фильмы Альфреда Хичкока отличаются еще и тем, что они буквально насыщены комическими деталями, которые придают им некоторый элемент пародийности.

В годы Второй мировой войны Хичкок переезжает в Америку, а в 1955 году становится американским гражданином. Там и создаются его самые знаменитые триллеры. В 1940 году режиссер снял свою первую картину в этом жанре — «Ребекка», которая была удостоена премии «Оскар» как лучший фильм года. За ней в 1943 году последовали «Подозрение» и «Тень сомнения», а в 1945 году — «Завороженный».

Некоторые из этих фильмов сразу же вызвали бурную полемику. Советская критика, например, отмечала, что фильм «Психоз», который режиссер снял в 1960 году, полностью построен на философии Зигмунда Фрейда, которого тогда в Советском Союзе фактически не знали, а его философию не приветствовали. Действительно, в фильмах Альфреда Хичкока мы встречаемся с раздвоением личности, неоднозначным ее поведением. Но ни в одной дискуссии не подвергалась сомнению блестящая режиссура и тщательная проработка сюжетной основы каждой картины.

Сюжет всегда был главной заботой Хичкока как режиссера. Он тщательно выстраивал неожиданные сюжетные ходы, составляя смесь ужасного и комического. Режиссер как бы балансирует на грани между знанием и опасностью, иллюзией и реальностью. Альфред Хичкок всегда предоставляет зрителям максимальное количество информации о происходящих на экране событиях, чтобы создать у них иллюзию полной сопричастности к ним.

Ведь если зритель примет игру, предлагаемую режиссером, он поймет, что Хичкок больше похож на волшебника, который питает склонность к различным кинематографическим розыгрышам. Именно поэтому и на съемках его фильмов часто царила веселая атмосфера. Представьте себе, как чувствует себя герой фильма, когда на него из душа льется томатный сок. А именно так снималась знаменитая сцена убийства в фильме «Психоз», когда режиссер в целях экономии использовал вместо крови обыкновенный томатный сок, купленный в ближайшем супермаркете.

Но именно этот фильм принес компании «Парамаунт» баснословную прибыль. Картина обошлась в 800 000 долларов, а принесла прибыли более 40 миллионов.

И все-таки, несмотря на детективное начало всех его фильмов, творчество Альфреда Хичкока можно назвать философским. Через три года также по литературному сценарию (теперь по дю Мюре) он снимает фильм «Птицы», представляющий собой странное, завораживающее действие без ярко выраженного начала и конца. Хотя в сюжете этого фильма нет ничего сложного: птицы неожиданно нападают за людей, а потом так же неожиданно прекращают свои атаки.

Однако режиссер здесь в метафорической, условной форме выражает свою озабоченность по поводу нарушения баланса в природе и увлеченности людей техническими новшествами, разрушающими гармонию всего живого на Земле. В своем творчестве Альфред Хичкок не ограничивался только фильмами ужасов, несмотря даже на то, что они всегда имели коммерческий успех. Однажды режиссер попробовал соединить детективный сюжет с эротическим в фильме «Расплата». Основная мысль картины — «Не ждите ничего хорошего, если в мужскую разборку вмешалась красивая женщина».

Кроме постановок различных фильмов, начиная с 1955 и по 1962 год Альфред Хичкок выступал как продюсер и постановщик цикла тридцатиминутных лент, составивших своеобразный сериал — «Альфред Хичкок представляет». С 1963 по 1965 год она выходила под названием «Час Альфреда Хичкока», где сам режиссер выступал как представительный замогильный призрак. Кстати, Альфред Хичкок часто сам и озвучивал свои фильмы.

Большой популярностью у читателей пользовались также сборники его рассказов, а также антологии произведений других авторов, которые выходили под названием «Из коллекции Хичкока». В настоящее время они представляют собой уникальную антологию прозаических триллеров всех времен и народов.

После 1945 года Альфред Хичкок выступает не только как режиссер, но и как продюсер своих фильмов. Кстати, в мире кино его высоко ценили за необычайную вежливость, за непогрешимое и в то же время невероятно своеобразное мастерство, и даже за его необъяснимую страсть ко всему жуткому и сверхъестественному. Другие режиссеры стремились подражать Хичкоку, и прежде всего в том, чтобы выработать в себе умение заранее подготавливать и мастерски воплощать свои замыслы, учились, как он, пользоваться монтажом и быстрой сменой кадров, меняя точки и ракурсы съемки и добиваясь видения одного и того же эпизода с разных точек зрения.

Самой совершенной работой Альфред Хичкока многие критики считают картину «Окна во двор», где все действие сосредоточено в одной комнате. Сюжет фильма достаточно банален (а может быть, привычен и потому традиционен): сломавший ногу журналист ради развлечения наблюдает за соседями и неожиданно понимает, что из квартиры напротив исчезла женщина... Сам Хичкок считал, что в этом фильме ему удалось создать идеальную пару положительных героев, роли которых исполнили Джеймс Стюарт и Грейс Келли.

Актриса была любимицей режиссера, именно благодаря его фильмам она стала звездой мировой величины. Однако вскоре Грейс предпочла кинематографической карьере семейную. Правда, ее избранником оказался сам принц Монако. Альфред Хичкок так и не простил измены Келли, но сохранил пристрастие к блондинкам, которых и продолжал снимать во всех своих фильмах.

Несмотря на всемирную славу, Альфред Хичкока как режиссера и его выдающееся мастерство, он тем не менее ни за одну из своих картин не был удостоен премии как режиссер, но в 1967 году получил премию «Оскар» за выдающийся вклад в развитие кинематографа. А в самом конце жизни Хичкок был возведен в рыцари самой королевой Елизаветой, хотя уже давно покинул Англию и стал американцем.