Щукин Борис Васильевич

(1894-1939) русский актер

В сознании многих поколений советских людей имя Щукина было связано прежде всего с образом В. И. Ленина. Актер впервые вышел на сцену и появился на киноэкране в его портретном гриме. Однако репертуар Бориса Васильевича Щукина был гораздо разнообразнее, чем одна эта роль. На протяжении многих десятилетий он работал на сцене театра Вахтангова и стал одним из главных продолжателей его традиций. Вот почему именем Щукина назван один из самых престижных театральных вузов Москвы.

Сам Борис Васильевич Щукин тоже родился в Москве, но его детство прошло в тихом подмосковном городке Кашире, куда переехали его родители, когда Борису еще не

исполнилось и пяти лет. Отец будущего артиста работал официантом в ресторане «Эрмитаж», к концу жизни он накопил достаточно денег, чтобы на паях приобрести в Кашире станционный буфет.

Первоначально Борис помогал отцу. Но, поскольку оба его дяди были железнодорожниками, его отдали в начальное железнодорожное училище. Закончив его через три года, Щукин перешел в частное реальное училище Воскресенского. Таким образом, для него впоследствии открывался прямой путь в инженеры. Однако этого не случилось.

В Москве Борис Щукин серьезно увлекся театром, чему способствовала его дружба с учителем химии Свободиным, отец которого был актером Малого театра. С его помощью Щукин часто посещал спектакли, а вскоре и сам решил попробовать свои силы в любительском спектакле. Вскоре игра на любительской сцене стала занимать практически весь его досуг.

Борис Васильевич Щукин не оставил своего увлечения театром и после окончания училища, когда стал студентом железнодорожного факультета МВТУ. Однако вскоре началась Первая мировая война. После окончания второго курса Щукина призвали в армию и направили в московское Александровское военное училище. Там он прошел краткосрочные курсы прапорщиков и был направлен в учебный полк, расквартированный в Саратове.

Именно там Борис Щукин впервые вышел на сцену самодеятельного театра с чтением смешных рассказов И. Горбунова и Антона Чехова.

В 1918 году он был демобилизован и вернулся в родные места, в Каширу, где поступил в местное железнодорожное депо. Щукин ездил помощником машиниста, был слесарем по ремонту паровозов. Но главной его мечтой оставался театр.

Он становится одним из главных участников любительского театра железнодорожников, которым руководил профессиональный актер В. Щеглов-Трубецкой. Со своими актерами-любителями он поставил пьесу Максима Горького «На дне», в которой Щукин сыграл роль Бубнова. Примечательно, что на роль Луки в этом спектакле был приглашен живший поблизости на даче актер Художественного театра Иван Москвин.

Именно Щеглов заметил незаурядные театральные способности Бориса Щукина и прямо сказал юноше, что ему необходимо поступать на профессиональную сцену. Однако обстоятельства вновь оказались против молодого человека, поскольку его снова призвали в армию.

Поскольку Борис Васильевич Щукин уже до этого прошел военное обучение, его направили в школу военных инструкторов, находившуюся в Москве. Там он прослужил до 1921 года, но еще за год до демобилизации успешно сдал вступительные экзамены и был принят в число учеников Первой студии Художественного театра, которой руководил Евгений Вахтангов. Так наконец сбылась его давняя мечта.

Под руководством Вахтангова Щукин быстро приобрел необходимые навыки и сразу же после демобилизации в 1921 году пришел в театр в числе других любимых учеников мастера. Он был занят практически во всех спектаклях, поставленных Вахтанговым, а в последней постановке, пьесе К. Гоцци «Принцесса Турандот», вышел на сцену в одной из главных ролей: сыграл великого канцлера Тарталью, одного из четырех героев-масок.

Вся роль была построена на импровизации. По замыслу Вахтангова, монологи персонажей строились на самых злободневных остротах. Вот почему спектакль не сходит со сцены уже много десятилетий.

После смерти Вахтангова, Борис Щукин работает сразу в двух направлениях. Он создает галерею комических персонажей, в частности Льва Гурыча Синичкина в одноименном водевиле, и выходит на сцену в масштабных трагедийных образах, как, например, Полония в «Гамлете» У. Шекспира или Егора Булычева в одноименной пьесе Горького. Тогда же он блестяще сыграл роль большевика Павла в драме Л. Сейфуллиной «Виринея», после чего ему стали поручать почти все роли коммунистов. Это произошло благодаря тому, что работа Щукина заслужила похвалу Сталина, посетившего спектакль.

Борис Васильевич Щукин играл большевиков просто и в то же время естественно, без малейшего нажима и позы. Видимо, по этой же причине в середине тридцатых годов он начал работать над образом Ленина. Позже Щукин рассказывал, что сыграть Ленина ему подсказал Горький, с которым актер встречался во время работы над ролью Булычова.

После триумфальной премьеры пьесы Н. Погодина «Человек с ружьем» Щукин снялся в роли Ленина в двух фильмах М. Ромма — «Ленин в Октябре» и «Ленин в 1918 году». С тех пор его работа стала своеобразным образцом для последующих поколений актеров, поскольку Борис Щукин создавал свой образ в то время, когда еще были живы соратники вождя революции.

В картине «Ленин в 1918 году» Борис Щукин снимался уже будучи тяжело больным. Несмотря на большую занятость в кино, он ни на день не прекращал и работу в театре и практически одновременно с образом Ленина сыграл роль Кутузова в пьесе В. Соловьева «1812 год».

Однако такая нагрузка оказалась непосильной для актера. Осенью 1939 года Борис Васильевич Щукин скоропостижно скончался от сердечного приступа.