Щепкин Михаил Семенович

(1788-1863) русский театральный актер

Творчество многих выдающихся актеров прошлых веков знакомо нам только по фотографиям и воспоминаниям современников. Однако и этого достаточно, чтобы понять, какую огромную роль они сыграли в развитии русского театрального искусства. К числу таких замечательных актеров относится и Михаил Семенович Щепкин, который на собственном опыте доказал, что труд актера — это не простое ремесло, а художественное творчество в самом высоком смысле слова.

Михаил Семенович Щепкин родился неподалеку от Курска в имении Красное, принадлежавшем графу Волькенштейну. Как это часто бывало в среде крепостных, его отец был камердинером графа, а мать — камеристкой графини.

Детство мальчика прошло в различных имениях Волькенштейна, и с раннего детства он мог слушать музыку и видеть любительские спектакли. Еще во время учебы в приходской школе Щепкин пел в хоре, а на сцену впервые вышел в 1800 году, когда еще учился в Судженском уездном училище. Тогда он исполнил небольшую роль слуги в комедии Александра Сумарокова «Вздорщица».

Закончив уездное училище с похвальным листом, Михаил Щепкин продолжил свое образование уже в Курском губернском училище. Денег на жизнь постоянно не хватало, и ради заработка он брался за переписывание ролей, а позже подрабатывал суфлером в театре братьев Барсовых. Там же в 1805 году он однажды заменил заболевшего актера и тогда впервые вышел на профессиональную сцену.

Великолепные голосовые данные и врожденный актерский талант быстро принесли ему известность. В Курске Щепкин прожил пятнадцать лет и переиграл за это время множество ролей. В 1816 году молодого актера пригласили в Харьковский губернский театр, где его игру увидел князь Репнин, тогдашний губернатор Малороссии. Сразу распознав в Михаиле Щепкине громадное актерское дарование, князь перекупил актера у его владельца и отправил его в Полтаву, где он в течение нескольких лет играл в крепостном театре.

Там его приметил известный историк Д. Бантыш-Каменский, который и организовал сбор денег для выкупа Щепкина и его семьи из крепостной зависимости. Для этого была собрана огромная сумма в восемь тысяч рублей. На эти деньги можно было в то время организовать целый театр.

Обретя свободу, Михаил Семенович Щепкин начал кочевую жизнь актера, играя в различных труппах и в пьесах практически любого жанра. Он постепенно набирался житейского опыта и овладевал актерским мастерством. Одновременно росла и его известность.

В 1823 году игру Михаила Щепкина увидел известный писатель М. Загоскин, который служил помощником директора императорских театров. Он объезжал провинциальные театры в поисках талантов. Игра актера произвела на него столь сильное впечатление, что Загоскин обратился к управляющему московскими театрами графу Ф. Кокошкину с просьбой пригласить Щепкина в Москву. Кокошкин уже был наслышан об уникальном даровании Щепкина, поэтому в ответ прислал лаконичное письмо: «Ничего не жалей, дай, что требует, только не упусти сокола и вези скорее в Москву».

20 сентября 1822 года Щепкин дебютировал на сцене московского Малого театра, с которым с тех пор и была связана вся его последующая деятельность.

Дебют Михаила Щепкина прошел блестяще, а через два года состоялось его не менее триумфальное выступление в Петербурге.

Через несколько лет Загоскин становится управляющим московскими театрами. Одним из первых распоряжений он назначил Щепкину персональную пенсию, а также определил его учителем декламации в Московской театральной школе, открытой при Малом театре. Так выдающийся актер получил возможность передать свое мастерство другим поколениям актеров.

Михаил Семенович Щепкин вошел в историю театральной культуры прежде всего как замечательный исполнитель ролей в русской классической комедии. Он играл персонажей Грибоедова, Гоголя, Сухово-Кобылина, Островского. Ему довелось участвовать в двух наиболее значительных премьерах своего века. В 1831 году он стал первым исполнителем роли Фамусова в спектакле «Горе от ума» А. Грибоедова.

Непревзойденным образцом стала также роль Городничего в исполнении Щепкина в комедии Гоголя «Ревизор». Он даже стал как бы соавтором этого произведения, поскольку по его рекомендациям Гоголь во многом изменил текст, упростил некоторые моменты, обратив особое внимание на зрительность образов и язык.

Михаил Щепкин был тесно связан с литературной общественностью своего времени. Глубокая дружба связывала актера с Пушкиным, Белинским, Герценом. Пушкин, в частности, предложил ему заняться литературным трудом — написать историю своей жизни. Чтобы не откладывать дело в долгий ящик, поэт подарил Щепкину тетрадь, в которой написал первую строчку: «Я родился в Курской губернии, в селе Красном Обоянского уезда, что на речке Пенке».

Уже после смерти Пушкина, Михаил Семенович Щепкин исполнил его пожелание и написал «Записки актера Щепкина», в которых рассказал о своем детстве и первых шагах на сцене.

В 1853 году Михаил Щепкин совершил большое путешествие по Европе. Он побывал в Германии, Франции и Англии, где посещал разные театры, а также встречался с Герценом. По его возвращении, в начале 1855 года, в Москве торжественно отмечался юбилей актера — пятидесятилетие сценической деятельности. Но, несмотря на преклонный возраст, Щепкин не прекращал играть на сцене.

Он прославился также и как непревзойденный рассказчик. Можно даже говорить о том, что он стоит у истоков русского художественного чтения.

Последние годы жизни оказались не лучшими в его судьбе. Один за другим из жизни уходили близкие ему люди: Гоголь, Белинский, Аксаков, Грановский. Не внушало оптимизма и собственное здоровье: прогрессировала болезнь, которая наносила ему самый, пожалуй, трагический удар — он не мог запоминать роли.

Летом 1863 года по настоянию врачей, Михаил Семенович Щепкин отправился для лечения в Крым, куда его пригласил Воронцов. Актер немного окреп под южным солнцем, и поначалу казалось, что полная комфорта жизнь в роскошном дворце графа вернула ему былые силы. Однажды Михаил Щепкин даже выступил перед гостями с чтением отрывков из «Мертвых душ» Гоголя. Но даже такая нагрузка оказалась для него чрезмерной. День ото дня ему становилось все хуже. Когда конец уже был близок, графиня Воронцова распорядилась перевезти умирающего артиста в гостиницу, где он и скончался на другой день.

Торжественные похороны великого артиста состоялись на Пятницком кладбище в Москве, рядом с могилами Александра Афанасьева и Т. Грановского.