Антониони, Микеланджело

(род. в 1912 г. ) итальянский кинорежиссер

Будущий режиссер родился в Ферраре. Его родители были вполне обеспеченными людьми, но, как позже признавал сам режиссер, «выбились в люди благодаря тяжкому труду». Чтобы их сын не испытывал нужду, они постарались дать ему хорошее образование. В 1935 году Антониони Микеланджело закончил Высшую школу экономики и коммерции при университете в Болонье и получил специальность, которая открывала перед ним блестящую деловую карьеру.

Но бизнес его совсем не интересовал. В 1939 году Антониони отправился в Рим, где стал кино- и театральным критиком, а с 1942 года начал писать и собственные сценарии. Примерно в это же время, в сороковые годы, он пытается освоить режиссуру и работает помощником режиссера, посещая одновременно занятия в кинематографическом центре. В 1942 году Антониони прошел своеобразную практику, работая в качестве режиссера-стажера на съемках фильма «Вечерние посетители» у известного режиссера Марселя Карие.

Свой самостоятельный путь в кинематографе Антониони Микеланджело начал как документалист, приступив в 1943 году к съемкам фильма по собственному сценарию «Люди реки По». Правда, закончить фильм ему удалось лишь в 1947 году. За сравнительно короткий период, с 1947 по 1950 год, он сумел выпустить шесть короткометражных фильмов - «Служба очистки улиц», «Суеверие», «Семь тростей, один костюм», «Дом уродов» и другие.

Однако Антониони Микеланджело было тесно в рамках документального кино, его изобразительные средства не позволяли режиссеру выразить волнующие его проблемы - взаимоотношения между людьми, поиски своего места в жизни и губительность трагического одиночества. Именно эти проблемы он и отражал в своем творчестве, начиная с первого полнометражного фильма - «Хроника любви», который снял в 1950 году. Появившиеся через десять лет фильмы «Приключение» и «Ночь» стали как бы продолжением «Хроники любви» и составили своеобразную трилогию. Два последних фильма получили специальный приз международного кинофестиваля в Каннах и главный приз международного кинофестиваля в Западном Берлине.

Исследование современной действительности Антониони Микеланджело продолжил и в следующих своих картинах - «Побежденные»(1950) о судьбе подростков в послевоенное время, новелле для фильма «Любовь в городе»(1953) и в «Подругах»(1955). Постепенно и последовательно Антониони начинает проявлять себя как тонкий режиссер-психолог: не случайно его фильм «Подруги» был удостоен премии на международном фестивале в Венеции. Столь плодотворное и очень важное в творческом развитии режиссера десятилетие замыкает картина 1957 года «Отчаяние». Творчество этого периода дало основание критикам назвать Антониони Микеланджело режиссером, который представил на суд зрителей «новое чувство реальности».

Однако критики не заметили самого важного: к тому времени Антониони уже обрел свой собственный стиль, который выражался в суховатой манере повествования и минимальном использовании выразительных средств. В картинах Антониони Микеланджело отсутствовал ярко выраженный сюжет, а самые важные моменты он передавал игрой черного и белого цвета. Все эти особенности были отмечены критикой уже потом.

Поэтому поворотным периодом в судьбе Антониони Микеланджело считаются шестидесятые годы. Возможно, это произошло благодаря великолепной актрисе и очень красивой женщине Монике Витти, при встрече с которой режиссер сказал: «Вот то, что я искал». Антониони снимал Монику в своих фильмах, они прожили вместе десять лет, но так и не поженились. Режиссер и его любимая актриса не хотели обременять себя семейными узами, хотя и после разрыва поддерживали дружеские отношения.

Известно, что в фильмах каждого режиссера так или иначе проявляется его характер. У Антониони Микеланджело это особенно заметно. Для его картин характерна отстраненность. Режиссер как бы наблюдает за актером со стороны, фиксируя мельчайшие, даже, на первый взгляд, ничтожные его движения. Поэтому он часто ставит камеру на тележку, чтобы не прерывать эпизод. Антониони также никогда не делает дублей, считая, что при повторении даже игра первоклассных актеров теряет свою непосредственность.

Еще одной отличительной особенностью творчества Антониони Микеланджело является то, что его фильмы во многом напоминают документ. Так, в частности, картина «Профессия - репортер», в которой соединены элементы философской притчи и политического детектива, смотрится как увлекательная документальная лента.

Ее герой - журналист, который волей обстоятельств оказывается вовлечен в махинации торговцев оружием, - гибнет, потому что не может определить своей позиции и пытается остаться «над схваткой». Так режиссер как бы заканчивает разговор, начатый в картинах «Приключение» и «Ночь». Гам он также показал героев, которые достигают успеха, но погибают, потому что теряют цель в жизни.

Многие считают, что Антониони Микеланджело удавалось в каждом своем фильме открывать новых актеров. Так, среди лучших работ Алена Делона называют роль биржевого маклера Пьеро в фильме «Затмение» Антониони. Открытием режиссера стала и Моника Витти, талант которой раскрылся именно в его фильмах. Возможно, это удается Микеланджело потому, что он стремится максимально приспособить сценарий к манере игры конкретного актера. И все-таки режиссер чаще всего отдает предпочтение тем актерам, которых он уже снимал и знает их возможности.

Антониони Микеланджело оказался не особенно плодовитым и снял не много фильмов, но большинство из них удостаивались различных пpeмий на международных фестивалях. Любопытен и другой факт: его картины практически не показывали в Америке. И тем не менее в 1994 году режиссер был удостоен премии «Оскар» за выдающуюся кинематографическую деятельность.